В качестве нормативного документа, в котором сформулированы наработанные международной практикой принципы защиты информации, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883)
Основным нормативным документов регулирующим деятельность по защите интересов предприятия, является Положение о коммерческой тайне.
В нём определены экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны. Его цель- способствовать установлению добросовестной конкуренции между партнёрами по бизнесу, защищать субъектов хозяйствования от злоупотреблений.
Коммерческую тайну - составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования, либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
|
|
Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
1. иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
2. не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
3. обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
4. не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
5. не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства
Как правило, коммерческую тайну составляют три вида сведений:
- коммерческая информация;
- секреты производства;
- организационно-управленческая деятельность предприятия.
В качестве коммерческой информации предпринимателю следует сохранять в режиме конфиденциальности в первую очередь следующие сведение:
■ знания и опыт в области реализации продукции и услуг;
■ сведения о конъюнктуре рынка, маркетинговые исследования;
■ анализ конкурентоспособности продукции и услуг,
■ информация о потребителях, заказчиках, посредниках;
|
|
■ банковские отношения, кредиты, ссуды, долги;
■ сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных, бумагах, акциях, капиталовложениях;
■ бухгалтерские и финансовые отчеты;
■ предполагаемые объемы коммерческой деятельности;
■ сведения о заработной плате;
■ сведения о заключенных договорах (контрактах), предложения по их заключению;
■ условия договоров реализации и передачи продуктов;
■ условия перевозки грузов;
■ список клиентов;
■ цены и расценки;
■ деловую переписку.
■ формы и виды расчетов.
В настоящее время ноу-хау называются все секреты производственной н. предпринимательской деятельности. Основные признаки ноу-хау:
■ знания, связанные с освоением, обслуживанием, созданием, эксплуатацией, ремонтом новой техники, технологии, материалов, управленческого, финансового, экономического и другого характера;
■ эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности се третьим лицам;
■ информации предпринимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия этих условий. Организационно-управленческая информация, сохраняемая конфиденциальной:
■ структуры и методы управления;
■ связи как внутри, так и вне фирмы;
■ распределение обязанностей и их содержание;
■ взаимодействие структурных подразделений;
■ планы развития и реорганизации производства;
■ кадровый состав, его подбор, формирование;
■ объекты охраны и контроля, его организация, методы, способы.