О духовном кризисе нашего времени и путях его преодоления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА»

МАТЕРИАЛЫ

IV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧЕНЫХ, АСПИРАНТОВ, СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ

Апреля 2013 г.

МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Санкт-Петербург

УДК 316

ББК 60.5

Ответственный редактор: к.ф.н., доцент О. А. Чулков

М олодежь в современном мире. Проблемы и перспективы: материалы докладов и выступлений IV Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов и курсантов. — СПб.: СПГУВК, 2013. — 265 с.

ISBN

Сборник составлен по итогам IV Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов и курсантов «Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы», состоявшейся в рамках IV Международного студенческого фестиваля «Наш дом — планета Земля», организованного Государственным университетом морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова 18 апреля 2018 года. Публикуемые материалы содержат результаты исследований и разработок преподавателей, студентов, курсантов и аспирантов, посвященных актуальным проблемам современной российской молодежи.

Материалы публикуются в авторской редакции.

УДК 316

ББК 60,5

ISBN

© Коллектив авторов, 2013

© Государственный университет морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова

Пленарное заседание

О. Г. Каратаев, д.т.н., д.ю.н,

декан юридического факультета ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова.

О духовном кризисе нашего времени и путях его преодоления

Locus minoris resistentiaе

Если внимательно и беспристрастно присмотреться к тому, что происходит в нашей стране за последние десятилетия, то обнаружится, несмотря на большую пестроту явлений, некая единая в основном существе своем, духовная картина. Мы все заинтересованы должны быть в том, чтобы не закрывать себе глаза на ее содержание и дать себе в этом правдивый отчет.

Вот уже двадцать с лишним лет, как духовный кризис начался формально и открыто; а между тем до сих пор главное о нем не сказано, и наверное — главная волна еще впереди. Самое существенное, что необходимо увидеть и показать в подводимых итогах — это их духовная природа.

В этом году весь культурный мир Европы отмечает юбилейную дату — 130 лет со дня рождения великого русского ученого-философа, историка, правоведа, литературного критика, профессора Ивана Александровича Ильина.

В 1922 году И.А. Ильин был присужден правительством Ленина-Бронштейна к «пожизненному изгнанию» за «непризнание советской власти».

И.А.Ильин умер 21 декабря 1954 г и был похоронен в пригороде Цюриха (Швейцария) Цолликоне.

В 2005 году специальным Указом Президента России его прах и прах его жены были перенесены из Цолликона и захоронены на погосте Донского монастыря в г. Москве.

Исключительно одаренный от природы, А.И.Ильин был по своей жизненной деятельности и своим умственным интересам человеком разно и многосторонним: оратором, лектором, педагогом, публицистом и редактором, ученым, исследователем-философом, правоведом и государствоведом, а также искусствоведом, литературоведом и историком, задолго до появления этих терминов — россиеведом и советологом. А.И. Ильин, свободно владея немецким, английским и французским языками, вел огромную работу по пропаганде в государствах Европы русской культуры, религии, права, истории, искусства и литературы. Является, если можно так выразиться, основоположником и до сих пор, — главным теоретиком русского национализма, как особой государственно-строительной идеи, направленной на сбережение, развитие и усиление русской нации. Очень важным в отношении интересующей нас темы была вышедшая в 1937 г. в г. Белграде книга Ильина — «Путь духовного обновления». В своей книге Ильин выделяет семь вечных основ духовного бытия человека, без возвращения к которым невозможно духовное устройство личности. Эти основы суть: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Первичные из них две: вера и любовь. Через них постигаются и осмысливаются и остальные формы духовной жизни. Так, смысл свободы в том, — пишет Ильин, — чтоб самому полюбить, через любовь самому увидеть и через очевидность — самому уверовать; свобода есть самостоятельная, самобытная, творческая любовь и вера. И совесть движется силою веры и любви. И семья есть первое лоно любви и веры. И родина постигается любовью и строится верою. И национализм есть не что иное, как любовь к своеобразной духовности своего народа и веры в его творческие и богоданные силы. Без любви и веры невозможно правосознание, необходимое и для государственности, оберегающей нацию, и для справедливой организации хозяйственного труда.
Однако же, главное, на взгляд Ильина, заключается в том, что глубочайшие корни человеческой духовности заложены в бессознательном и имеют иррациональную природу.

Таковы все драгоценнейшие истоки и проявления человеческой духовности: боговидение, молитва, совесть, художественное творчество и художественный вкус, чувство справедливости, чувство чести, чувство долга, правовая интуиция, патриотизм, героизм, национальное чувство, характер. Воспитывать молодежь — значит прежде всего будить в них эти истоки, эти чувства, укреплять в них эти корни.

Духовность бессознательного — вот живой итог всей культуры, ключ к современному кризису в воспитании молодежи. Бессознательность человека — есть его судьба, чтение его — есть чтение его судьбы. Перед этой судьбой рассудок и произвол бессильны. Эту судьбу человек несет в себе самом и изживает, или буйно извергает ее в любви, искусстве, поступках. Магия и религия издавна стремились овладеть этой судьбой человека и умели делать это. Магия давала власть над своим и чужим бессознательным, не одухотворяя душу, не очищая, не облагораживая, не обожествляя ее, а религия давала ту же и даже большую власть, через очищение души, облагораживание, одухотворение. Здесь и в дальнейшем, я говорю о душе, духе, духовности. Как же связаны и взаимообусловлены эти понятия? Обычно, обходятся без ответа на эти вопросы, полагая, что этот ответ интуитивно ясен и поэтому можно принять его как бы «по умолчанию».

Однако же это далеко не так, особенно для верующего человека.
Душа, на мой взгляд, — это бестелесная структура, управляющая телом, человек без плоти, то что бессмертно, остается после смерти. Дух — это информационная матрица, задаваемая генетическим кодом и социальной памятью, реализующая социальную функцию личности, все умственные и нравственные силы личности, его ум и воля.

Дух управляет душой, задает цель и смысл ее существования. Думаю, что существенную помощь в понимании высказанных здесь позиций о духовности, духе, душе, можно получить, обратившись к работе Густава Лебона «Психология народов и масс», изданной в 1902 году [2], безусловно оказавшей значительное влияние на взгляды Ильина по духовности и правосознанию, и не только не потерявшей своего значения сейчас, но, наоборот — звучащей как никогда сильно и современно. Из последователей Лебона можно назвать испанца Х. Ортегу-и-Гассета [1].

Наиболее яркое впечатление, вынесенное много из продолжительных путешествий по разным странам, — писал Г. Лебон, — это то, что каждый народ обладает своим душевным строем, столь же устойчивым, как и его анатомические особенности (антропология), и от него происходят его чувства и его искусства. Для того, чтобы какой-либо народ, — продолжает Лебон, — преобразовал свои верования, свои учреждения и свое искусство, он должен сначала переделать свою душу. Для нас важно то обстоятельство, что крупнейшие ученые России и зарубежья твердо уверены в том, что именно душа индивидуума или составленная из подобных душ — душа народа, нации, (мы будем в дальнейшем рассматривать эти понятия как аудентичные) определяют через так называемое бессознательное (близкое в психологии понятие по отношению к «душе») исторический путь и историческую жизнь народа. Сюда же следует добавить и так называемый закон «сохранения коммунальности», выведенный уже выдающимся советским ученым профессором А.А. Зиновьевым, ушедшим в «мир иной» совсем недавно в 2008 году (который везде аттестовывал себя как атеиста), заключающийся в том, что любое социальное общество (в более широком понимании — народ) в результате любых социальных потрясений либо исчезает с исторического пути человечества, либо выдерживает эти потрясения и вновь возникает на исторической сцене с другим «социальным лицом» (например: республика вместо монархии), но с той же душой и с тем же коммунальным характером (т.е. бессознательным). В юриспруденции такое социальное явление принято называть континуитетом, согласно которому, например, Россия XV века и нынешняя Россия — одна и та же страна.

Мне кажется, что высказанных выше общетеоретических выкладок из теорий и учений самых разных крупных ученых достаточно, чтобы сделать заслуживающий внимание вывод по теме настоящей статьи —причиной духовного кризиса, разразившегося в России в наше время является полное непонимание (или намеренное пренебрежение по причинам, которые еще предстоит выяснить!) Властью необходимости проведения должной в историко-юридическом смысле национальной политики на всей территории властью государства, и особенно, конечно, в русских регионах.

Наиболее ярким материальным отражением этого кризиса является результат последней переписи населения, который свидетельствуют, с одной стороны об уменьшении общей численности на 2 млн. человека, а с другой — об увеличении численности населения нерусских регионов на 1млн человек. Следовательно, с учетом роста численности нерусского населения, проживающего в русских регионах (за пределами своих этнических анклавов) общее уменьшение численности русского населения в России составляет (между датами последних переписей) не меньше, чем 4 млн. человек. Этнографы института антропологии РАН подсчитали, что при продолжении такой национальной политики к 2050 году русские станут национальным меньшинством в России, т.е. Россия как историческое русское государство прекратит свое существование.

В чем же дело — где духовные корни этой надвигающейся на русский народ трагедии?

Предыдущие выкладки из работ выдающихся ученых позволяют ответить на этот вопрос следующим образом. Зафиксированные в душах русских людей и русского народа в целом культурные ценности (в виде некой виртуальной информационной матрицы) не находят в организованной государством практике культурной, экономической, социальной и правовой жизни адекватного подтверждения, а наоборот, наталкиваются на прямо противоположные стереотипы (стыд — на рекламируемое бесстыдство, скромность — на наглость, человеколюбие — на жестокость, солидарность — на эгоизм и эгоцентризм и т.д.), поскольку, как образно высказалась однажды известная русская певица Татьяна Филимонова в интервью редактору газеты «Завтра» Александру Проханову — «русская культура находится в нерусских руках».

Однако, в последнее время, настроение русского народа, на мой взгляд, не только меняется, а резко меняется. Об этом говорят, например, непосредственные опросы общественного мнения на двух ведущих радио-станциях России — «Эхо Москвы» и «Русская служба новостей». Проведенный на первой из них недавно опрос показал, что 65% опрошенных готовы голосовать за русских националистов, а на второй — увеличил эту цифру до 75%.

С учетом этнического состава слушателей этих радиостанций можно смело говорить о том, что до 80% русского населения (конечно, интеллигенции, т.е политически активного населения) готово поддержать идеологию русского национализма.

Иногда возникает вопрос о многонациональном и многоконфессиональном характере российского государства. Не приведет ли приход к власти русских националистов (как причина и следствие постепенного выхода из духовного кризиса не только русского, но и нерусского населения) к межнациональным конфликтам и распаду России. Ответ может быть почерпнут только из исторических примеров. Так например, Турецкая империя, образованная в результате завоевания турками Византии в 1453 году не только не привела к уничтожению православия, а наоборот к его расцвету и благоденствию под омофором мусульманского флага. То же можно сказать и о России и о большинстве других, в том числе и современных государств (например, Израиль) Я думаю, что практически все современные государства мира создавались одной государствообразующей нацией, опирающейся на одну исповедуемую этой нацией религию и держались до тех пор, пока государствообразующая нация была в состоянии с помощью выработанного в религиозных рамках своего правосознания обеспечивать работу главных государственных функций. Как только эта потенция государствообразующей нации исчерпывалась, государства, его главные и все другие нации прекращали свое существование и становились этническим материалом для других, более сильных и энергичных народов (блестящий пример — Древний Рим). Особо следует подчеркнуть здесь то обстоятельство, что принятый в католицизме принцип «cujus regio — ejus religio» (чья власть — того и вера) в России был абсолютно неприемлем.

Так, например, еще в 1555 году московский митрополит Макарий писал в наставлении первому казанскому архиепископу Гурию о проповеди среди татар (заметим — недавних свирепых разбойников, в главном разбойничьем вертепе, которых — Казани были три года назад освобождены русскими войсками десятки тысяч русских рабов, предназначенных для продажи на невольничьих рынках Востока): «Всякими обычаи, как можно, приучать ему татар к себе и приводить любовью на крещение, а страхом их к крещению никак не приводить».

Подводя итог, можно сказать, что сегодня в России левые химеры изживаются до конца, так как они протерты до дыр, скомпрометированы до позора. Уже обнаруживается накапливающийся поворот направо. Но справа должны встать настоящие идейность и воля, гениально продуманная социальная и политическая программа. Это — условие оздоровления страны и выхода из духовного кризиса. Демократическая середина будет означать длительный период безволия, застоя и разложения.

Литература

1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. — М.: АСТ, 2008.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011.

С. В. Белова

проректор по воспитательной работе и связям с общественностью

СПбГУКиТ

С. С. Воронков

начальник отдела по воспитательной работе СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: