К вопросу о перспективах социализации молодежи

Прежде обратимся к определению понятия — молодежь. Это довольно небольшой даже кратковременный период между состоянием детства и состоянием взрослости. Детство это время когда человек является объектом социальных отношений, за него решают, приказывают, направляют и отвечают в той или иной форме. Его субъектность, конечно присутствует, но локально, она ограничена отсутствием ресурсов и системой социальных запретов. Взрослым человек, как известно, становится тогда, когда в полной мере (в мере социально в данном обществе допустимой, разумеется), обретает субъектность, в некотором роде суверенность (в смысле возможности и способности принимать самостоятельные решения и естественно отвечать за них). Таким образом, молодежь это промежуток между указанными состояниями, промежуток, который характеризуется ограниченностью ресурсов (способностей и возможностей), и претензий на субъектность, именно претензий, поскольку реализовать свою суверенность в легитимных формах молодой человек не в состоянии. Эта невозможность реализоваться как взрослый, как субъект, преимущественно лежит в основе фундаментального конфликта молодежи.

Мне видится снятие данного конфликта в русле решения как минимум двух концептуальных проблем, а именно: как выглядит процесс перехода к взрослому, субъектному состоянию, и главное, как выглядит это состояние человека-субъекта.

В архаичном социуме процесс обретения статуса взрослого человека носит название обряда-инициации, посвящения. Обычно, это посвящение в члены племени подростка, достигшего половой зрелости и готового стать полноценным участником социума. После ряда манипуляций, характер которых сводится к разного рода испытаниям и издевательствам, человек становится полноценным членом социума, со всеми атрибутами, соответствующими статусу.

При этом инициация является базовым социальным явлением, она лежит в основе важнейших политических, хозяйственных, профессиональных, религиозных и брачных институтов любого общества, снабжает посвящаемого статусом — именем, гражданством, «паспортом» полноценного взрослого субъекта. Инициация делает ребенка социальным человеком — это социальный фундамент общества, который лежит в основе развертывания всех социальных институтов и предопределяет паттерн социальной структуры.

Архаичные социальные системы неизбежно инициатичны, инициации могут присутствовать в неявной форме, они могут быть либо маргинализированы, либо извращены. Со временем, общество все более четко оформляется в сторону автономизации и индивидуализации человека. Уже Декарт не допускает даже намека на инициацию. Его субъект — это законченный и неизменный индивидуум, субъект непосвященный, чисто профанический, способный лишь к рациональному мышлению и сомнению во всем, а общество таких субъектов, это механизм или машина. Венцом этого движения становится исчезновение человека, в ризоматическом обществе у Жиля Делеза или Кастельса в сетевом «постобществе», избавившегося от формообразующих структур в социальности. Он должен видоизмениться, чтобы рассеяться в сеть, стать сетевым человеком, неуловимым и вездесущим, размазанным по пространству интернета, как герои Стивена Кинга. И наконец, киборги Донны Харавэй в её «Манифесте Киборга», в которых органические биологические компоненты были бы синтезированы с кибернетическими и механическими. Человек социальный это дискриминация, считает Харувэй, не только в социальном контексте, но и анатомических особенностях человеческих особей, их органы, это дискриминация. Развиваться в сторону освобождения, это значит надо освободиться от всего сразу – от пола, от человеческих ограничений, от анатомических границ, от нервной системы и от органических мозговых тканей. Но и это не предел, современные авторы постмодернисты предлагают широкий ассортимент самых экстравагантных перспектив человека. Так, Негри и Хардт в книге «Империя» выдвигают в качестве антропных образцов фриков: калек, вырожденцев, уродов, людей без конечностей и мозга, девиантов, делинквентов, шизофреников, маргиналов всех мастей — то есть существ, способных ускользнуть от диктатуры социальности, с её работой, социальными функциями, психологическими и анатомическими особенностями человека. Избавившись от общества, с его социализацией и инициацией, следующим этапом будет избавление от индивида, и собственно от человека.

А. Э. Котов

д.и.н., доцент ГУМРФ им. адмирала Макарова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: