Являясь значимым институтом социализации, Высшее учебное заведение призвано не только формировать систему знаний и профессиональных навыков, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, поэтому развитие межкультурных коммуникаций должно находиться здесь на одном из приоритетных мест.
Учебный процесс в ВУЗе организован так, чтобы обеспечить выполнение требований к специалисту, изложенных в государственном образовательном стандарте, а также получить на выходе из образовательного учреждения взрослую личность, имеющую адекватное представление о различных культурах и психологических особенностях отдельных их представителей.
Помимо учебных программ большое значение в развитии вчерашнего школьника имеет дополнительное образование в ВУЗе. Эта неотъемлемая часть высшего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, выполняет, в том числе, и социальную функцию.
|
|
Студенческие спортивные организации, как элемент дополнительного образования в ВУЗе, удовлетворяют потребности студентов не только в приобщении к здоровому образу жизни, как это принято считать, но и в стремлении развить индивидуальные способности, в коммуникации (накоплении опыта со сверстниками, старшими, младшими, взрослыми), в социализации (развитии умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса).
Секция «Айкидо» в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения играет огромную роль в развитии коммуникативных способностей студентов.
В буквальном переводе с японского «айкидо» означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Айкидо представляет собой синтез некоторых традиционных боевых искусств «Бу-Дзюцу». Однако принципиально отличается от них своим идейным наполнением. Многие виды единоборств призывают сломить противника морально и физически прибегнув к агрессии. Приемы же Айкидо проникнуты человечностью и основаны на законах природной гармонии, являясь своеобразным учебником, проповедующим моральные и философские основы, цель которых — развитие физических и духовных сил человека, совершенствование своего внутреннего «я», являющегося частью вселенной.
Спортивно-оздоровительная секция Айкидо была создана в 2008 году, и студентам Санкт-Петербургского университета кино и телевидения стало доступно изучение этого столь многогранного воинского искусства.
|
|
В секции занимаются студенты, учащиеся на разных, совершенно далеких друг от друга специальностях, разного возраста, с 1-го по 5-ый курсы, разной национальности, разных культурных слоев. Все это создает основу для развития межкультурных коммуникативных навыков.
Как уже отмечалось, Айкидо существенно отличается от большинства боевых искусств, более или менее известных в современном мире. Это отличие заключается, прежде всего, в том, что Айкидо не является единоборством. В нем отсутствует соревновательная практика, т.е. практикующий освобожден от необходимости концентрации всех своих ресурсов на конечном результате поединка. Таким образом, для него создаются идеальные условия для изучения самого процесса взаимоотношений с окружающим миром. Основные принципы, изучаемые в процессе тренировок — ма-ай (точное ощущение времени и дистанции), мусуби (объединение или слияние), ко-кью (контроль дыхания) — формируют у занимающихся навыки, позволяющие осуществлять контроль над любой ситуацией, возникающей в процессе коммуникации.
Умения межличностной коммуникации включают в себя: умение передавать информацию; умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации; умение организовывать и поддерживать диалог; умение активно слушать.
Умение правильно оценить ситуацию — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные навыки включают: умение вступать в контакт с людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.
Но освоение этих навыков возможно только при умении контролировать самого себя. С самого первого момента — вступления на татами, студент погружается в атмосферу осознанности собственных действий, положения тела, эмоционального состояния, которую он должен сохранять во время всей тренировки, начиная с отработки приемов страховки и заканчивая изучением техник взаимодействия с различными формами атак. Именно осознанность позволяет выработать навыки, необходимые для решения огромного количества задач, возникающих не только в тренировочном зале, но и в повседневной жизни, создавая гармоничную, сбалансированную систему отношений.
Практические занятия в секции проводятся не только в стенах университета. У каждого занимающегося есть уникальный шанс посещать мастер-классы ведущих мастеров айкидо Санкт-Петебрурга, а так же семинары, организованные мастерами мирового уровня. Среди таковых хочется отметить ежегодные, начиная с 1992 г., семинары Стефана Бенедетти, проходящие в нашем городе. А так же проводимые в Одессе и Испании фестивали айкидо, в котором участвуют студенты Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
Семинары, проводимые заграницей, — это уникальная возможность прикоснуться к европейской культуре, познакомиться с представителями различных социальных слоев и одновременно с этим это хороший стимул в развитии для занимающихся.
Для айкидо не существует границ между государствами, не существует национальностей и различий в культуре. Айкидо — это уникальный комплекс духовных, этических, моральных, психологических и физических возможностей совершенствования личности.
О. В. Демиденко
к.п.н., доцент СПбГУКиТ
С. А. Константинов
к.п.н., доцент СПбГУКиТ
В. Л. Татаренцев
ст. преп. СПбГУКиТ
А. С. Терещенко
ст. преп. СПбГУКиТ