Студенческое айкидо и межкультурные коммуникации

Являясь значимым институтом социализации, Высшее учебное заведение призвано не только формировать систему знаний и профессиональных навыков, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, поэтому развитие межкультурных коммуникаций должно находиться здесь на одном из приоритетных мест.

Учебный процесс в ВУЗе организован так, чтобы обеспечить выполнение требований к специалисту, изложенных в государственном образовательном стандарте, а также получить на выходе из образовательного учреждения взрослую личность, имеющую адекватное представление о различных культурах и психологических особенностях отдельных их представителей.

Помимо учебных программ большое значение в развитии вчерашнего школьника имеет дополнительное образование в ВУЗе. Эта неотъемлемая часть высшего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, выполняет, в том числе, и социальную функцию.

Студенческие спортивные организации, как элемент дополнительного образования в ВУЗе, удовлетворяют потребности студентов не только в приобщении к здоровому образу жизни, как это принято считать, но и в стремлении развить индивидуальные способности, в коммуникации (накоплении опыта со сверстниками, старшими, младшими, взрослыми), в социализации (развитии умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса).

Секция «Айкидо» в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения играет огромную роль в развитии коммуникативных способностей студентов.

В буквальном переводе с японского «айкидо» означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Айкидо представляет собой синтез некоторых традиционных боевых искусств «Бу-Дзюцу». Однако принципиально отличается от них своим идейным наполнением. Многие виды единоборств призывают сломить противника морально и физически прибегнув к агрессии. Приемы же Айкидо проникнуты человечностью и основаны на законах природной гармонии, являясь своеобразным учебником, проповедующим моральные и философские основы, цель которых — развитие физических и духовных сил человека, совершенствование своего внутреннего «я», являющегося частью вселенной.

Спортивно-оздоровительная секция Айкидо была создана в 2008 году, и студентам Санкт-Петербургского университета кино и телевидения стало доступно изучение этого столь многогранного воинского искусства.

В секции занимаются студенты, учащиеся на разных, совершенно далеких друг от друга специальностях, разного возраста, с 1-го по 5-ый курсы, разной национальности, разных культурных слоев. Все это создает основу для развития межкультурных коммуникативных навыков.

Как уже отмечалось, Айкидо существенно отличается от большинства боевых искусств, более или менее известных в современном мире. Это отличие заключается, прежде всего, в том, что Айкидо не является единоборством. В нем отсутствует соревновательная практика, т.е. практикующий освобожден от необходимости концентрации всех своих ресурсов на конечном результате поединка. Таким образом, для него создаются идеальные условия для изучения самого процесса взаимоотношений с окружающим миром. Основные принципы, изучаемые в процессе тренировок — ма-ай (точное ощущение времени и дистанции), мусуби (объединение или слияние), ко-кью (контроль дыхания) — формируют у занимающихся навыки, позволяющие осуществлять контроль над любой ситуацией, возникающей в процессе коммуникации.

Умения межличностной коммуникации включают в себя: умение передавать информацию; умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации; умение организовывать и поддерживать диалог; умение активно слушать.

Умение правильно оценить ситуацию — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные навыки включают: умение вступать в контакт с людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.

Но освоение этих навыков возможно только при умении контролировать самого себя. С самого первого момента — вступления на татами, студент погружается в атмосферу осознанности собственных действий, положения тела, эмоционального состояния, которую он должен сохранять во время всей тренировки, начиная с отработки приемов страховки и заканчивая изучением техник взаимодействия с различными формами атак. Именно осознанность позволяет выработать навыки, необходимые для решения огромного количества задач, возникающих не только в тренировочном зале, но и в повседневной жизни, создавая гармоничную, сбалансированную систему отношений.

Практические занятия в секции проводятся не только в стенах университета. У каждого занимающегося есть уникальный шанс посещать мастер-классы ведущих мастеров айкидо Санкт-Петебрурга, а так же семинары, организованные мастерами мирового уровня. Среди таковых хочется отметить ежегодные, начиная с 1992 г., семинары Стефана Бенедетти, проходящие в нашем городе. А так же проводимые в Одессе и Испании фестивали айкидо, в котором участвуют студенты Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.

Семинары, проводимые заграницей, — это уникальная возможность прикоснуться к европейской культуре, познакомиться с представителями различных социальных слоев и одновременно с этим это хороший стимул в развитии для занимающихся.

Для айкидо не существует границ между государствами, не существует национальностей и различий в культуре. Айкидо — это уникальный комплекс духовных, этических, моральных, психологических и физических возможностей совершенствования личности.

О. В. Демиденко

к.п.н., доцент СПбГУКиТ

С. А. Константинов

к.п.н., доцент СПбГУКиТ

В. Л. Татаренцев

ст. преп. СПбГУКиТ

А. С. Терещенко

ст. преп. СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: