Процесс оптимизации физической культуры и сохранения здоровья студентов

Сохранение и укрепление здоровья студентов, повышение их умственной и физической работоспособности в современных условиях требует пристального внимания и своевременного решения. Сегодняшним студентам предстоит реализовывать такие важные социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, интеллектуальная и нравственная. Однако число студентов с хронической патологией за время обучения в вузе возрастает.

Статистика и педагогические наблюдения показывают, что наиболее ухудшение в состоянии здоровья происходят при адаптации студентов 1 курса к новым условиям обучения, к новым микросоциальным условиям. Второе существенное повышение заболеваемости возникает после завершения занятий по физической культуре на 4–5 курсах, чему предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция на интенсификацию учебного труда (экзамены, зачеты, рубежные контроли, тестирование и т.д.) Поэтому профилактические мероприятия, направленные с одной стороны на уменьшение выраженности психоэмоционального стресса, хронического утомления, монотонности, статического положения тела, а с другой стороны на повышение функциональных ресурсов организма в процессе обучения, являются важным компонентом системы формирования здоровья.

Для реализации принципа «Здоровый студент — успешный студент» должно стать приоритетным направлением деятельности всех субъектов образовательного учреждения.

Физическая подготовленность с преимущественным развитием физических качеств — важное условие для успешной адаптации студентов к процессу обучения в новых условиях. Укрепляя мышечную систему, можно противостоять стрессовым реакциям организма на нежелательные эмоциональные нагрузки, а непродолжительные игровые нагрузки стимулируют учебную деятельность. Следовательно, хорошая общая физическая подготовка является важнейшим фактором, обеспечивающим здоровье студентов.

В СПбГУКиТ сложились и прочно вошли в практику различные формы реализации спортивной деятельности студентов, направленные на повышение уровня физической подготовки:

— учебные занятия по основным разделам рабочей программы и изучением дополнительных видов спорта;

— спартакиада первокурсников «Ищем спортивные таланты»;

— спартакиада университета по 10 видам спорта;

— работа 13 популярных спортивных секций;

— участие в городских, областных соревнованиях по видам спорта и межвузовских соревнованиях и т.д.

На наш взгляд, необходимо пересмотреть процесс физического воспитания. Прежде всего, мы обращаем внимание на триединство структуры занятия процесса: физическая подготовленность, формирование ценностно-мотивационной ориентации на здоровый образ жизни, владение преподавателем технологиями оздоровительной деятельности. От реализации этого процесса возможны различные исходы адаптации и обучения в вузе: студент может закончить вуз с улучшением состояния здоровья, может остаться на исходном уровне.

Наибольшую трудность и важность вызывает проблема формирования у студентов ценностно-мотивационной ориентации с использованием механизма формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом. В работе этого механизма задействованы следующие составляющие:

— условия и возможности для занятий, понимание студентом их целесообразности;

— переход понимания их целесообразности в убежденность в их необходимости;

— выработка привычки на фоне положительных эмоций.

Важно обеспечить комплексный подход к проблеме, т.к. только использование всех компонентов, детерминирующих процесс формирования потребности в физическом совершенствовании, может дать желаемый результат. В противном случае, как показывает опыт, при отсутствии сознательного отношения к своему физическому совершенствованию, студентов каждый раз приходится «привлекать», «организовывать», «приобщать», «создавать особые условия», а это крайне неэффективно. Необходимо переосмысление роли кафедр физического воспитания вуза как основного звена в реализации комплексной программы физической культуры и формирования здорового образа жизни студентов, должен быть профессионально компетентным, квалифицированным «ремесленником», в полном объеме выполняющим требования государственного стандарта по предмету. При организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий — он тренер, инструктор, спортивный менеджер, психолог, режиссер.

И. И. Дерябин

аспирант ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: