Роль физической культуры в становлении личности курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России

Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России, так как, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства становления гармоничной личности — ее физического и духовного совершенства.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет курсантам и слушателям ГПС МЧС России накапливать жизненный опыт, выстраивать собственную систему ценностей и установок. Актуальность темы заключается в том, что в современном социуме основной акцент ставится на формирование и становление личности курсантов и слушателей ГПС МЧС России, способной активно включаться в различные структурные элементы общества, участвуя в общественной, профессиональной, политической деятельности. Одним из важнейших факторов развития социальной активности курсантов и слушателей ГПС МЧС России являются занятия спортом. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются курсанты и слушатели ГПС МЧС России — один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирование общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Говоря о роли спорта в жизни курсантов и слушателей ГПС МЧС России, нельзя ограничиваться только решением задач развития и совершенствования различных функций организма, а надо обратить внимание на повышение психологической подготовленности. Здесь следует особо отметить роль спорта в формировании курсантов и слушателей ГПС МЧС России с сильной волей и твердым характером, что напрямую связано с постоянной необходимостью переносить разнообразные физические и психические напряжения. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности курсантов и слушателей ГПС МЧС России, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Воспитательные функции физической культуры и спорта проявляются через формирование таких способностей, умений и навыков, интересов и потребностей, ценностных ориентаций, знаний, эмоциональных реакций, элементов культуры, которые характеризуют гармонично развитую личность. По мнению многих ученых, физическая культура и спорт призваны содействовать укреплению здоровья, формированию навыков и умений, позволяющих развивать способности к другим предметам и наукам, помогающим ориентироваться в жизненных ситуациях и способствующим овладению избранной специальности. В ряде исследований установлено, что у курсантов и слушателей ГПС МЧС России, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность в собственных силах, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе курсантов и слушателей ГПС МЧС России в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Таким образом, физическая культура и спорт, как ее деятельная составная часть, располагает значительными возможностями для формирования целостной, гармонически развитой, творческой активной личности в учебно-воспитательном процессе учебных заведений ГПС МЧС России. Выступает как средство культурного и социального становления будущих граждан российского общества, как средство активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство воспитания их в духе взаимопомощи, с чувством ответственности и гордости за свой факультет, ВУЗ, страну.

В. П. Башмаков

к.м.н. доцент СПбГУКиТ

А. А. Вейнбергер,

ст. преп. СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: