КВН как феномен молодежной культуры

Термин «молодежная культура» — собирательный, в своем расширительном значении он включает всё, что относится к культуре людей определенного возраста — от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40 лет. Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений, и исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия «молодости» и «молодежи». Так же она является переходным этапом в жизни человека. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Молодежная культура является субкультурой, и в зависимости от возраста, молодежь увлекается той или иной субкультурой, создаваемой самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, са­моидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерче­ских целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать. Вообще молодежные субкультуры — относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, а явление по-прежнему оставалось актуальным: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых странах. В российском обществе за последние двадцать лет произошло множество изменений, повлиявших на современное молодое поколение, за эти годы зарождалось и исчезало большое количество субкультур. Каждая такая субкультура выстраивает свою систему символов, норм, ценностей, языка, форм поведения и целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизво­дит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер.

Современная молодежь сегодня стремится к созданию собственных культурных форм, и главное требование, предъявляемое сего­дня концентри­руется на личности, на её национальной са­мобытности и её отличиях от других. Исследования различных субкультур приобрели в последнее время большую популярность. На сегодняшний день каждый человек вовлечен в бесконечное число субкультур — профессиональных, возрастных, по­ловых, творческих, музыкальных, спортивных, и т.д.

В современной культуре России самой большой субкультурой переходящей в многомиллионное массовое молодежное движение является КВН.

На первых порах КВН представлял собой преимущественно викто­рину, требующую эрудиции в том или ином вопросе (например, исто­рия музыкальных инструментов, знание географии, литературы и т.д.) и умения импровизировано подавать правильные ответы в остроумной форме. Наряду со знаниями в игре состязательно проверялись опреде­ленные умения и навыки — рисования, моделирования, танца и т.д. То есть игра моделировала пространство в соответствии с требованиями, заложенными в систему управляемой социализации молодежи. В этой культурной атмосфере жили многие зрители первых пе­редач КВН. Построение игры на основе импровизации, удачи означало, что в нее играют люди, которым есть чем заняться, кроме как готовить­ся к игре. Первоначально КВН задумывался и функционировал как тест на остаточные знания занятых профессиональной учебой либо производительным трудом советских молодых людей. Иными словами, КВН начального этапа — это факуль­тативная трата времени. Победа в целиком импровизационном соревновании зависит исключительно от личностных характеристик участников.

В течение своего развития из «игры» и «клуба», КВН эволюционировал в «добротную развлека­тельную передачу», профессиональное шоу, где команды располага­ют немалыми денежными средствами, которые они тратят на дорогие декорации и костюмы. Такая направленность, приобретает прагматическое значение, поскольку и действующие и бывшие КВНщики стали безусловно востребованы в компаниях и фирмах, где основной деятельностью является творчество: рекламные агентства, телекомпании, PR-службы, радиостанции, печатные СМИ, студенче­ские клубы и т.д. КВНщики становятся теле- и радиоведущими, жур­налистами, креаторами, копирайтерами, операторами, режиссерами, программными директорами, продюсерами, менеджерами.

Совре­менный КВН обыгрывает предметы, выхваченные из недоступного реальному воздействию пространства, поэтому главным орудием со­временного КВНщика является не эрудиция (ориентация в различных секторах реального мира), а умение шутить. Таким образом, на протяжении пяти десятилетий КВН как телевизионное зрелище и определенная практика привлекает к себе миллионы людей, превратившись в значимое социокультурное явле­ние. Вместе с тем КВН является одним из направлений молодежной и подростковой субкультуры, способом творческого самовыражения и обучающей, познавательной деятельностью для молодежи и подростков, своеобразная тусовка и про­фессиональное шоу, отличающееся зрелищностью, выразительностью аудио и видеорядов, простотой, подчас граничащей с примитивизмом. Следует отметить, что КВН несет очень мало содержательной информации, но много эмо­ционально-оценивающей. Также КВН представляет собой пространст­во успешных экономических практик, где реализуется как канал вер­тикальной социальной мобильности в одной из наиболее «труднопро­ходимых» сфер жизнедеятельности — шоу-бизнесе.

Природа КВН тако­ва, что как явление культуры он присутствует не только в молодеж­ной субкультуре, поскольку выступает значимым идентификатором для представителей многих поколений, проникая во все поры обще­ственного организма. КВН является компонентой духовной жизни российского общества.

Литература

1. Жириненко О.Е. Как играть в КВН. — М.: Просвещение 2005.

2. Кайуа Р. Игры и люди. — М.: ОГИ, 2007.

3. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект): автореф. дисс. д-ра филос. наук. — М., 2002.

4. Левикова С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова — М., 2004.

5. Марфин М. Чивурин А. Что такое КВН? 2-е изд. — М., 2002

6. Нордау М. Вырождение. — М., 1997.

7. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос / Е.Л. Омельченко. — Ульяновск: Симбирская книга, 2004.

8. Остромоухова Б. КВН — «молодежная культура шестидесятых»? / Б. Остромоухо- ва // Неприкосновенный запас. — 2004, №4.

9. Панина М. КВН — это болезнь. Передается всеми путями // Гид молодого спе­циалиста. 2004. № 2 (9).

10. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Томский государственный университет, 2005.

Н. Н. Жирицкий

студент СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: