Роль профессиональных интересов в деятельности

Интерес представляет форму сложного образования, которая определяет положительную познавательную направленность личности определенного объекта; существенными признаками интереса являются: устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту; значимость объекта для личности; желание глубже ознакомиться с данным объектом; как качество личности интерес оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций и процессов (мышления, памяти, внимания обучаемого), обеспечивает успешное овладение необходимыми навыками, способствует гармоничному развитию личности; интересы личности развиваются в процессе активной познавательной деятельной деятельности.

«Профессиональный интерес – есть избирательное активно-положи-тельное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься»

В структуре профессионального интереса выделяют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный.

Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности, определяет большую роль в трактовании значения и смысла профессиональной деятельности, что представляет, как предпосылка интереса. Данный компонент находит проявление в познавательной деятельности, отражающей стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании избранной профессии.

Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности, что отражается в чувстве удовлетворенности результатами определенной деятельности, увлеченности ею, положительном отношении к профессии, уверенности в правильном ее выборе.

Волевой компонент играет значительную роль во внутренней мобилизации личности для преодоления трудностей при освоении профессии. Он предполагает настойчивость, уверенность в преодолении трудностей в овладении профессий.

Деятельностный компонент включает, как и потребность личности в конкретной деятельности, так и активность в овладении профессий, что проявляется в практической деятельности, выражается в стремлении к пробе сил, проверке способностей, желании самореализоваться в избранной профессии и др. Данный компонент является системообразующим в структуре профессиональных интересов.

Все данные компонента взаимосвязаны, но, тем не менее, в определенный момент времени один из них может доминировать. Особенность взаимосвязи эмоционального и познавательного компонентов состоит в том, что познавательный компонент формирует положительное отношение к избранной профессии. Познавательный компонент усиливает положительное отношение к профессии, раскрывая ее значение и смысл. Волевой компонент профессионального интереса проявляется тогда, когда после первых неудач воспитанник занимается дальше деятельностью или бросает ее. Насколько развита воля у учащегося, настолько и будет развиваться интерес в дальнейшем к профессии или нет.

6. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные группы, значительно различающиеся между собой.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющие меру ее устойчивости.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп.

Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.).

Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.).

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малая группа – относительно небольшое число (от двух до нескольких десятков человек) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

К особенностям малых групп относятся:

§ наличие плотных межличностных связей между всеми членами группы;

§ наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;

§ основой формирования, как правило, являются межличностные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: