Вообще исследования психологического здоровья начаты Маслоу и Роджерсом, в нашей стране этим вопросом стали заниматься позднее

Слободчиков и Шувалов подходят в статье к психологическому здоровью как к культурно-историческому понятию, а не узкомедицинскому. Норма понимается как обусловленная самой сущностью человека, отличающей его от других живых, обладающих психикой обитателей планеты

Проблема психического, душевного здоровья была поставлена в западной гуманистической психологии. Маслоу определил психологическое здоровье через самоактуализацию. Подходы к самоактуализации А.Маслоу, в свою очередь, сводит к двум, не вызывающим сомнения у большинства исследователей характеристикам:

1) самоактуализация есть реализация человеком собственной идентичности, самости, способностей и возможностей;

2) самоактуализация есть минимизация заболеваний, неврозов, психозов и т.д.

Э. Эриксон определяет понятия здоровья и патологии применительно к возрасту и возрастному развитию через становление идентичности, формирующейся через последовательность возрастных кризисов, конфликтов, которые человек разрешает на протяжении всей своей жизни, чтобы психологически сохраниться. Поэтому Э. Эриксон предпочитает говорить не о психически здоровой (бескризисной, бесконфликтной, безмятежной) личности, а о витальной (жизнеспособной, жизненной, живой), переживающей достаточно болезненные перестройки и каждый раз справляющейся с очередной жизненной задачей.

Отвечая на вопрос о личностном здоровье С.Л. Братченко опирается на положения личностно-центрированного подхода К.Роджерса, в первую очередь на его концепцию личностного роста.

Он предлагает интраперсональные (характеризующие отношения с самим с собой) и интерперсональные критерии личностного роста (ЛР). Братченковские критерии годятся скорее для подросткового возраста и старше.

Одной из важных задач является отбор методик, позволяющих определить разные аспекты психического здоровья учащихся. Речь идет именно о разных аспектах, так как психическое здоровье, как было показано выше, является сложным образованием. Оно представляет собой синтез различных психологических особенностей учащихся, относящихся к сфере их самооценок, взаимоотношений и т.д.

Каждый психотерапевт вкладывает свое понимание в здоровье.

Фрейд: ПЗ способность к осознанию вытесненных комплексов. Пустота величина (создается процессом интериоризации) и ее пустота корзины. Широта Эго.

Юнг: Психологическое воссцелениие (синергия) – степень индивидуализации, стороны уровень целостности, с другой стороны процесс между комплексами и эгокомпексом, интегративность.

Адлер: Наличие гормоничного стиля жизни, наличие чувства превосходства и неполноценности, отсутствие комплексов (лучший комплекс неполноценности, чем комплекс превосходства).

Райх – тело как лакмусовая бумажка.

Франкл – стремление к Смыслу. Забыть о себе осуществляя себя.

Фромм: быть, а не иметь,

Эриксон – самоидентичность

Перлз – Психологический метаболизм, творческое приспособление.

Грофф: гормония между холо- и хеелотропным модусом сознания, способность пережить трансцендентное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: