Слободчиков и Шувалов подходят в статье к психологическому здоровью как к культурно-историческому понятию, а не узкомедицинскому. Норма понимается как обусловленная самой сущностью человека, отличающей его от других живых, обладающих психикой обитателей планеты
Проблема психического, душевного здоровья была поставлена в западной гуманистической психологии. Маслоу определил психологическое здоровье через самоактуализацию. Подходы к самоактуализации А.Маслоу, в свою очередь, сводит к двум, не вызывающим сомнения у большинства исследователей характеристикам:
1) самоактуализация есть реализация человеком собственной идентичности, самости, способностей и возможностей;
2) самоактуализация есть минимизация заболеваний, неврозов, психозов и т.д.
Э. Эриксон определяет понятия здоровья и патологии применительно к возрасту и возрастному развитию через становление идентичности, формирующейся через последовательность возрастных кризисов, конфликтов, которые человек разрешает на протяжении всей своей жизни, чтобы психологически сохраниться. Поэтому Э. Эриксон предпочитает говорить не о психически здоровой (бескризисной, бесконфликтной, безмятежной) личности, а о витальной (жизнеспособной, жизненной, живой), переживающей достаточно болезненные перестройки и каждый раз справляющейся с очередной жизненной задачей.
|
|
Отвечая на вопрос о личностном здоровье С.Л. Братченко опирается на положения личностно-центрированного подхода К.Роджерса, в первую очередь на его концепцию личностного роста.
Он предлагает интраперсональные (характеризующие отношения с самим с собой) и интерперсональные критерии личностного роста (ЛР). Братченковские критерии годятся скорее для подросткового возраста и старше.
Одной из важных задач является отбор методик, позволяющих определить разные аспекты психического здоровья учащихся. Речь идет именно о разных аспектах, так как психическое здоровье, как было показано выше, является сложным образованием. Оно представляет собой синтез различных психологических особенностей учащихся, относящихся к сфере их самооценок, взаимоотношений и т.д.
Каждый психотерапевт вкладывает свое понимание в здоровье.
Фрейд: ПЗ способность к осознанию вытесненных комплексов. Пустота величина (создается процессом интериоризации) и ее пустота корзины. Широта Эго.
Юнг: Психологическое воссцелениие (синергия) – степень индивидуализации, стороны уровень целостности, с другой стороны процесс между комплексами и эгокомпексом, интегративность.
Адлер: Наличие гормоничного стиля жизни, наличие чувства превосходства и неполноценности, отсутствие комплексов (лучший комплекс неполноценности, чем комплекс превосходства).
Райх – тело как лакмусовая бумажка.
Франкл – стремление к Смыслу. Забыть о себе осуществляя себя.
Фромм: быть, а не иметь,
Эриксон – самоидентичность
Перлз – Психологический метаболизм, творческое приспособление.
Грофф: гормония между холо- и хеелотропным модусом сознания, способность пережить трансцендентное.