Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я»

Оно появляется примерно к 3 годам. К 3 годам ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок—взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».

Остановимся подробнее на «трех китах» раннего детства — прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.

Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении про­странства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.

Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью. Тем самым развитие на­чинает как бы новый виток: это переход от неспецифических действий с предметами к действию, основанному на овладении общественно выра­ботанного способа употребления предметов.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Эту функцию речь взрослых выполняет потому, что, в ней для ребенка формулируется задача («принеси», «дай», «держи», «нарисуй»), указывается способ выполнения действия («возьми этой ручкой», «держи карандаш вот так», «положи сюда и вот так закрой» и т.п.). Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий — в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

Одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями.

Символическая (знаковая) функция — это обобщенная способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком. Это новообразование проходит длительный путь в своем развитии, начинающемся в раннем детстве и завершающемся во взрослости. Оно во многом определяет интеллектуально-социальное развитие ребенка, позволяя осуществлять многие виды деятельности, общаться с помощью речи, учиться и т.д.

В раннем детстве общее правило состоит и том, что сначала ребенок начинает пользоваться заместителями предметов и действий практически и только на этой основе постепенно улавливает связь между обозначением и тем, что оно обозначает.

По мере развития ребенка происходит постепенное изменение той социальной ситуации развития, которая была в начале возраста. И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период, к которому ребенок переходит через кризис 3 лет.

К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.

Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высо­кие формы отношения с окружающими.


5 Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

1. Дошкольный возраст – это возраст от 3х до 7ми лет.

2. (место возраста в системе периодизаций – выбирайте несколько авторов)
У Фрейда это на этот возраст приходится фаллическая стадия развития (от 2-3 до 5 лет), когда начинает дифференцироваться мужское и женское развитие, это возраст, когда разворачивается механизм Эдипова комплекса.
Эрик Эриксон считает, что в этот период происходит самоутверждение ребенка – он учится что-нибудь делать сам. В случае позитивного результата формируется инициативность, в случае негативного – покорность и чувство вины.
Жан Пиаже называет период от 2 до 5 лет дооперациональной стадией, а в период от 5 до 7 лет возникают известные феномены Пиаже.
Выготский: дошкольный возраст, кризис 7ми лет.
Эльконин: Это эпоха детства, период дошкольного детства, во время которой формируется основное новообразование – стремление к общественно-значимой деятельности
Петровский: возраст относится к этапу Детства, в этот период адаптация преобладает над индивидуализацией, то есть ребенок усваивает нормы, ценности общества, адаптируется в социум.
Слободчиков: этот возраст затрагивает две стадии – одушевление (11 мес – 6.5 лет) и персонализацию (5.5 – 18 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: