Синдром выученной беспомощности - человек под влияние социальных стереотипов теряет себя
Стратегии старения
1. Сохранение себя как личности – поддержание и развитие социальных связей
2. Сохранение себя как индивида – обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида
Кризисы старческого возраста
Э.Эриксон
I Психологический конфликт «Целостность против отчаяния»
-> 1 чувство личной целостности -> мудрость
->2 отчаяние -> возможны суициды
Мудрость: когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно - обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека, новообразование
Критерии мудрости по Балтес:
1. Богатое знание
2. Контекстуализм, знание о разных жизненных контекстах в данном обществе
3. Релятивизм знание о существование разных систем ценностей, гибкая система ценностей и целей
4. Признание неопределенности жизни и умение действовать в неопределенности
Удовлетворенность жизнью связано с
-оценкой смысла своей жизни для других
|
|
-наличие жизненной цели
-временные перспективы
II предпенсионный кризис
Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние ≪шока отставки≫. Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы.
III кризис идентичности, внутриличностный кризис.
Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия ≪неизменности≫ самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму.
Профилактика развития психических заболеваний
|
|
-поддержание активности
-стимуляция потенциальных психических возможностей и творческих способностей
- проведение специальных упражнений и обучения навыкам, компенсирующим возрастные изменения
Важное значение в поддержание жизнедеятельности имеет общение, активная общественная и творческая деятельность, увеличение и подержание интересов
Отрицательно влияет: ограничение общения, одиночество, сужение интересов
Характерные черты нормальной (физиологической) старости:
- сохранность интеллекта,
-интересов к внешним событиям,
-поздний уход на пенсию,
-стремление к активной общественно-полезной деятельности
-наличие компенсаторных механизмов.
Новообразования возраста:
— Принятие своей жизни
— Жизненная мудрость
— Счастливая старость
— Интегрированность, цельность
Дополнительно:
Отношение человека к смерти
1. Определяется направленностью личности
a. Гедонистическая удовольствие от жизни – молчаливость, задумчивость, страх смерти
b. Эгоистическая – страх смерти, нраственные страдания
c. Духовно-нравственная осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти
2. Кюблер – Росс 5 стадий отношения к собственной смерти
a. Отрицание (сохраняется надежда на ошибочность диангоза)
b. Гнев (крушение надежд и планов, фрустрация)
c. Торг (поиск возможностей продлить жизнь «купить»)
d. Депрессия (чувство безнадежности)
e. Принятие (смирение и ожидание смерти)
Религия формирует щадящее отношение к собственной смерти
[1] от греч. psyche - душа и therapeia - лечение
[2] один из родоначальников гуманистической психологии и психотерапии.
[3] основатель «третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера); основатель логоТерапии.
[4] интенция - намерение
[5] создана под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа.