Личность

Синдром выученной беспомощности - человек под влияние социальных стереотипов теряет себя

Стратегии старения

1. Сохранение себя как личности – поддержание и развитие социальных связей

2. Сохранение себя как индивида – обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида

Кризисы старческого возраста

Э.Эриксон

I Психологический конфликт «Целостность против отчаяния»

-> 1 чувство личной целостности -> мудрость

->2 отчаяние -> возможны суициды

Мудрость: когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно - обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека, новообразование

Критерии мудрости по Балтес:

1. Богатое знание

2. Контекстуализм, знание о разных жизненных контекстах в данном обществе

3. Релятивизм знание о существование разных систем ценностей, гибкая система ценностей и целей

4. Признание неопределенности жизни и умение действовать в неопределенности

Удовлетворенность жизнью связано с

-оценкой смысла своей жизни для других

-наличие жизненной цели

-временные перспективы

II предпенсионный кризис

Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние ≪шока отставки≫. Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы.

III кризис идентичности, внутриличностный кризис.

Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия ≪неизменности≫ самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму.

Профилактика развития психических заболеваний

-поддержание активности

-стимуляция потенциальных психических возможностей и творческих способностей

- проведение специальных упражнений и обучения навыкам, компенсирующим возрастные изменения

Важное значение в поддержание жизнедеятельности имеет общение, активная общественная и творческая деятельность, увеличение и подержание интересов

Отрицательно влияет: ограничение общения, одиночество, сужение интересов

Характерные черты нормальной (физиологической) старости:

- сохранность интеллекта,

-интересов к внешним событиям,

-поздний уход на пенсию,

-стремление к активной общественно-полезной деятельности

-наличие компенсаторных механизмов.

Новообразования возраста:

— Принятие своей жизни

— Жизненная мудрость

— Счастливая старость

— Интегрированность, цельность

Дополнительно:

Отношение человека к смерти

1. Определяется направленностью личности

a. Гедонистическая удовольствие от жизни – молчаливость, задумчивость, страх смерти

b. Эгоистическая – страх смерти, нраственные страдания

c. Духовно-нравственная осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти

2. Кюблер – Росс 5 стадий отношения к собственной смерти

a. Отрицание (сохраняется надежда на ошибочность диангоза)

b. Гнев (крушение надежд и планов, фрустрация)

c. Торг (поиск возможностей продлить жизнь «купить»)

d. Депрессия (чувство безнадежности)

e. Принятие (смирение и ожидание смерти)

Религия формирует щадящее отношение к собственной смерти


[1] от греч. psyche - душа и therapeia - лечение

[2] один из родоначальников гуманистической психологии и психо­терапии.

[3] основатель «третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера); основатель логоТерапии.

[4] интенция - намерение

[5] создана под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: