Периодизация

1. Раннее, итальянское Возрождение (14-15 вв.)

2. Позднее, высокое Возрождение (16 в.)

Общая характеристика. Наиболее характерная черта философии Возрождения – новый интерес к человеку, поэтому по праву она считается антропоцентричной. Философское учение о человеке получает название гуманизм. Неприятие схоластики пробуждает интерес к естествознанию, и в этот период происходит первая научная Коперниканская революция. Возрождаются идеи пантеизма, утверждается тождество Бога и мира. В сфере социальной философии выдвигаются новые политические идеи, создаются социалистические утопии. Осуществляется критика католической церкви. Развивается движение Реформации, закончившееся появлением протестантизма. В этике возрождаются идеи гедонизма, эпикуреизма, в конце эпохи Возрождения вновь появляется скептицизм. Основная причина новаций в области философии – развитие капитализма, появление активной, деятельной личности, развитие индивидуализма.

Духовное развитие общества в эпоху Возрождения происходит на основе обращения к идеям и идеалам античной культуры. Интерес к искусству, литературе, философии античности сопровождался огромной переводческой и исторической работой (собирались коллекции древних рукописей, античных произведений искусства и др.). Философия Возрождения – это глубокий синтез идей античности и средневекового теоцентризма.

Раннее, итальянское Возрождение (14-15 вв).

Гуманисты

Франческо Петрарка (1304-1374). Родоначальник гуманизма. Пропагандировал античную культуру, переводил и исследовал древние рукописи. Человек не есть «сосуд греха», а самое совершенное творение Бога. Отвергает схоластическую ученость.

Леон Альберти (1404-1472). Поэт, архитектор, живописец, музыкант, мыслитель. Утверждает активное, творческое начало в человеке.

Лоренцо Валла (1407-1457). В трактате «О наслаждении» возрождал традиции античного гедонизма и эпикуреизма.

Пико делла Мирандола (1463-1494). «Речь о достоинстве человека» стала блистательным документом эпохи Возрождения. В ней философ утверждал, что человек является хозяином своей судьбы, «кузнецом своего счастья». Ценность человека определяется не его происхождением, его делами и заслугами перед обществом. Достоинство человека заключено в свободе, он единственный из живых существ может стать тем, кем пожелает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: