Чем больше мы наберем воздуха и сильнее его выдохнем, тем дольше будет звучать наш голос. Длительность звучания — еще один параметр интонации.
Задания
1. Произнесите несколько раз звук [а],набирая в легкие разное количество воздуха, но выдыхая его с одной и той же скоростью. Измените скорость выдоха. Установите, от чего зависит длительность звучания.
2. Прочитайте вслух фрагменты из сказок Г. Остера. Долгим или коротким будет в каждом из них звук, выделенный в тексте жирным шрифтом? От чего это зависит?
Зарядка для хвоста
<...>
—И я каждое утро буду делать зарядку одна? Мне же станет скучно! — возмутилась мартышка.
—Ну, можешь делать зарядку с кем-нибудь вместе, — разрешил попугай. — Ты давай тут потренируйся, — сказал он, — а я потом приду посмотрю, как у тебя получается.
И попугай ушел. Мартышка немножко попрыгала в одиночестве, а потом заметила, что на нее с удивлением смотрит вышедший из зарослей слоненок.
— Аааа... Слоненок! — обрадовалась мартышка. — Хочешь делать что-нибудь вместе со мной?
|
|
Подземный переход
<...>
А тем временем мартышка и слоненок тянули хвост удава. Тянули, тянули... И вытянули всего удава целиком.
— А! — сказала мартышка удаву, — ты тоже здесь. А мы думали, это только твой хвост!
Сила звучания
Чем сильнее мы выдохнем воздух, тем громче будет произнесенный звук. Следующий параметр интонации — сила звучания (тише — громче).
Задания для работы в парах
1. Прочитайте друг другу фрагменты из сказки А. Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» вслух несколько раз, меняя силу голоса. Выберите оптимальный вариант для каждого фрагмента и объясните свое решение.