Задания

1. Понаблюдайте за речью кого-либо из своих знакомых в привычной ситуации. Постарайтесь уловить в ней повышение и понижение тона. За­пишите несколько примеров, отмечая изменения тона (высоты звуков). Сделайте выводы о том, в каких случаях чаще всего мы прибегаем к этому выразительному средству.

2. Прослушайте актерское чтение небольшого отрывка художествен­ного произведения несколько раз и отметьте в печатном тексте, как из­меняется высота голоса исполнителя. Какой эффект создает этот прием?

Плавность

Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а за­тем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плав­но, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то вы­дыхаем воздух постепенно, плавно — и говорим на одном дыха­нии, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове — и говорим резко, отры­висто.

Еще один параметр интонации — плавность (отрывистость).

Задания для работы в парах

1. Прочитайте друг другу фрагменты из литературных произведений разными способами и сравните свое восприятие текста на слух. Сначала читайте, сливая конец слова с началом следующего, а потом — отрывая слова друг от друга.

Прочти и катай в Париж и Китай

<...>

Отсюда за морем —

Китай.

Садись

и за море катай.

От солнца Китай

пожелтел и высох.

Родина чая.

Родина риса.

Неплохо:

Блюдо рисовой каши

и чай —

из разрисованных чашек.

<...>

(В. Маяковский)

Синий кинжал

<...> Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал: - На!

(В.Драгунский)

2. Как вы думаете, что влияет на выбор чтецом степени плавности интонации?

Пауза

Для того чтобы слова и предложения не сливались в один по­ток, чтобы слушатель мог понять смысл текста, необходимо де­лать паузы — остановки. Пауза тоже является важным параметром интонации, так как именно она отделяет смысловые фрагменты речи друг от друга, создает очень выразительный рисунок речи, подчеркивает ее смысл и позволяет выразить многие эмоции.

Задание. Попробуйте прочитать предложение из рассказа В.Ю.Дра­гунского «Человек с голубым лицом» на одном дыхании. Кто из вас смог прочитатьбольший фрагмент? Почему? Как такое чтение сказывается на состоянии чтеца и на восприятии текста слушателем?

Человек с голубым лицом

<...>

И я сразу стал за папиной спиной, чтобы смотреть вперед, на дорогу, на спидометр, на лес, на встречные машины и чтобы воображать, что это я веду машину, я, а не папа, и что она вовсе не автомобиль, а космический корабль, а я самый первый чело­век, который полетел в небо, к прохладным звездам.

<...>

Различают следующие типы пауз.

1. Воздушные паузы, или люфтпаузы,— очень короткие, вы­званные только необходимостью добрать воздух, чтобы продол­жить речь. Люфтпауза так коротка, что не обрывает звуковую ли­нию и не различается на слух.

2. Логические, или смысловые, паузы. Они разграничивают смыс­ловые части предложения, абзацы и т. п. На эти паузы указывают знаки препинания. Во время этих пауз мы тоже добираем воздух в легкие, т.е. физиологические паузы часто совпадают с логи­ческими.

Как вы уже знаете, наша речь состоит из синтагм. Все слова в синтагме произносятся слитно, почти как одно слово, а между синтагмами и появляется логическая пауза.

Границу между синтагмами часто показывает знак препина­ния, но иногда часть фразы между знаками препинания состоит из нескольких синтагм. Знаки препинания требуют обязательных для себя интонаций. Наверняка вам известен пример, демонстри­рующий огромную роль запятой впредложении, а теперь еще и роль логической паузы: Казнить нельзя помиловать. Где будет сде­лана пауза (а значит, и поставлена запятая)? Подробнее об обяза­тельных голосовых интонациях при знаках препинания см. «Функ­ции интонации». Без логических пауз речь становится невнятной, непонятной.

Запись лесенкой — пример выделения речевых тактов-синтагм самим автором.

Логические (смысловые) паузы бывают действительными имнимыми.

Действительные выражаются перерывом в звучании. При мни­мых паузах перерыв в звучании отсутствует — границы синтагм показываются только изменением тона голоса или темпа, поэто­му ее еще называют интонационной. Мнимая (интонационная) пауза возникает и на стыке логических ударений[15].

К.С.Станиславский советовал своим ученикам (Указ соч. — С. 141):

Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитан­ное по речевым тактам. <...> Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вни­кать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Вот почему привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите...

Задание. Разбейте текст на синтагмы, расставляя логические паузы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: