1. Понаблюдайте за речью кого-либо из своих знакомых в привычной ситуации. Постарайтесь уловить в ней повышение и понижение тона. Запишите несколько примеров, отмечая изменения тона (высоты звуков). Сделайте выводы о том, в каких случаях чаще всего мы прибегаем к этому выразительному средству.
2. Прослушайте актерское чтение небольшого отрывка художественного произведения несколько раз и отметьте в печатном тексте, как изменяется высота голоса исполнителя. Какой эффект создает этот прием?
Плавность
Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а затем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плавно, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то выдыхаем воздух постепенно, плавно — и говорим на одном дыхании, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове — и говорим резко, отрывисто.
|
|
Еще один параметр интонации — плавность (отрывистость).
Задания для работы в парах
1. Прочитайте друг другу фрагменты из литературных произведений разными способами и сравните свое восприятие текста на слух. Сначала читайте, сливая конец слова с началом следующего, а потом — отрывая слова друг от друга.
Прочти и катай в Париж и Китай
<...>
Отсюда за морем —
Китай.
Садись
и за море катай.
От солнца Китай
пожелтел и высох.
Родина чая.
Родина риса.
Неплохо:
Блюдо рисовой каши
и чай —
из разрисованных чашек.
<...>
(В. Маяковский)
Синий кинжал
<...> Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал: - На!
(В.Драгунский)
2. Как вы думаете, что влияет на выбор чтецом степени плавности интонации?
Пауза
Для того чтобы слова и предложения не сливались в один поток, чтобы слушатель мог понять смысл текста, необходимо делать паузы — остановки. Пауза тоже является важным параметром интонации, так как именно она отделяет смысловые фрагменты речи друг от друга, создает очень выразительный рисунок речи, подчеркивает ее смысл и позволяет выразить многие эмоции.
Задание. Попробуйте прочитать предложение из рассказа В.Ю.Драгунского «Человек с голубым лицом» на одном дыхании. Кто из вас смог прочитатьбольший фрагмент? Почему? Как такое чтение сказывается на состоянии чтеца и на восприятии текста слушателем?
|
|
Человек с голубым лицом
<...>
И я сразу стал за папиной спиной, чтобы смотреть вперед, на дорогу, на спидометр, на лес, на встречные машины и чтобы воображать, что это я веду машину, я, а не папа, и что она вовсе не автомобиль, а космический корабль, а я самый первый человек, который полетел в небо, к прохладным звездам.
<...>
Различают следующие типы пауз.
1. Воздушные паузы, или люфтпаузы,— очень короткие, вызванные только необходимостью добрать воздух, чтобы продолжить речь. Люфтпауза так коротка, что не обрывает звуковую линию и не различается на слух.
2. Логические, или смысловые, паузы. Они разграничивают смысловые части предложения, абзацы и т. п. На эти паузы указывают знаки препинания. Во время этих пауз мы тоже добираем воздух в легкие, т.е. физиологические паузы часто совпадают с логическими.
Как вы уже знаете, наша речь состоит из синтагм. Все слова в синтагме произносятся слитно, почти как одно слово, а между синтагмами и появляется логическая пауза.
Границу между синтагмами часто показывает знак препинания, но иногда часть фразы между знаками препинания состоит из нескольких синтагм. Знаки препинания требуют обязательных для себя интонаций. Наверняка вам известен пример, демонстрирующий огромную роль запятой впредложении, а теперь еще и роль логической паузы: Казнить нельзя помиловать. Где будет сделана пауза (а значит, и поставлена запятая)? Подробнее об обязательных голосовых интонациях при знаках препинания см. «Функции интонации». Без логических пауз речь становится невнятной, непонятной.
Запись лесенкой — пример выделения речевых тактов-синтагм самим автором.
Логические (смысловые) паузы бывают действительными имнимыми.
Действительные выражаются перерывом в звучании. При мнимых паузах перерыв в звучании отсутствует — границы синтагм показываются только изменением тона голоса или темпа, поэтому ее еще называют интонационной. Мнимая (интонационная) пауза возникает и на стыке логических ударений[15].
К.С.Станиславский советовал своим ученикам (Указ соч. — С. 141):
Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. <...> Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Вот почему привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите...
Задание. Разбейте текст на синтагмы, расставляя логические паузы.