На Простоквашино надвигалась осень. Не очень быстро, а так — миллиметр за миллиметром. Каждый день становилось холоднее на четверть градуса. Днем еще было лето, солнце все заливало золотом. Но зато ночью никаких сомнений не оставалось, что зима вот-вот на природу обрушится. Ночью даже снег выпадал.
Все были заняты делом. Кот Матроскин за последними грибами ходил и капусту засаливал. Дядя Федор задачник для третьего класса осваивал. А пес Шарик теленка воспитывал. Он полугодовалого Гаврюшу на сторожевого быка дрессировал, полусторожевого-полуохотничьего. Увидит он зайца в поле и кричит Гаврюше:
- Ку-си!
Бычок после этого до самой речки за зайцем гонится. Заяц через речку в два прыжка «блинчиком» перелетит — и в поля. А Гаврюша так не может. Он в речку трактором врежется и такой веер брызг поднимет, что радуга полчаса над рекой висит.
3. Психологические паузы, передающие эмоциональное состояние говорящего — волнение, страх, восторг ипр. Они являются исключениями, заставляющими делать остановки среди синтагмы-такта. Психологическая пауза, по словам К.С. Станиславского, «дает жизнь мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст». Психологическая пауза — важнейшее средство коммуникации. Она, в отличие от логической, сама наполнена содержанием, говорит без слов, договаривает то, что невозможно выразить словами. Ее длительность может быть любой — это зависит только от намерений чтеца. Психологическая пауза может совпасть с логической. Однако важно, чтобы психологическая пауза не уничтожила логической.
|
|
В рассказе В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным» милиционер приводит в дом Дениски пострадавшего дяденьку, который говорит:
— Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?!
Многоточия обозначают психологические паузы, которые возникают из-за волнения и возмущения персонажа случившимся. Предложение прерывается паузами не по законам смысла, а произвольно. Мы сразу же представляем себе человека с неровным дыханием, отражающим его возбужденное психологическое состояние.
Задание. Вприведенных к предыдущему заданию фрагментах текстов расставьте логические и психологические паузы и прочитайте фрагменты друг другу. Какой из них вы читали более отрывисто, почему? Как изменилось ваше восприятие текстов?