Вопрос 2. Парадигмы управления людьми в организации

В любой стране в разных отраслях и даже в рамках одного предприятия можно встретить совершенно разные методы УП. Существуют различные парадигмы – исходные концептуальные схемы. Они отличаются взглядом на работника, его место и роль в организации с соответствующими выводами о том, как им надо управлять.

1) Экономическая (научный менеджмент):

· Человек экономический – сугубо эгоистическое поведение;

· Человек – элемент процесса производства;

· УП: организация труда и зарплата;

· Главный рычаг УП: зарплата, увязанная с результатами труда;

· Есть и сейчас в массовом серийном производстве.

2) Организационная:

1. Административный этап:

· Человек иерархический;

· Человек – элемент формальной структуры (для него важно являться таковым);

· УП: частичное управление жизненным циклом человека в организации;

· Рычаг: полномочия и ответственность;

· Идеальная бюрократия: механистической взгляд на организацию;

· Имеет место в государственной службе, армии.

2. Социально-ресурсный этап:

· Человек профессиональный;

· Человек – элемент социальной структуры (то есть может иметь интересы и запросы, вовлечен в неформальное взаимодействие с коллегами);

· УП: комплексное управление жизненным циклом человека в организации;

· Рычаги: весь комплекс мотивирования;

· Честер Барнард – праотец теории.

3) Гуманистическая:

· Человек корпоративный («объединяющийся»);

· Человек – член организационной семьи;

· УП: самоуправление, само-менеджмент («я должен поступать так»);

· Организационная культура (совокупность разделяемых ценностей, идей и т.п.);

o Чем шире организационная культура, тем шире круг нефинансового вознаграждения;

o Чем глубже люди воспринимают общие ценности, тем проще направлять людей.

· Малый бизнес, семейный бизнес, академическая среда; книгоиздательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: