В любой стране в разных отраслях и даже в рамках одного предприятия можно встретить совершенно разные методы УП. Существуют различные парадигмы – исходные концептуальные схемы. Они отличаются взглядом на работника, его место и роль в организации с соответствующими выводами о том, как им надо управлять.
1) Экономическая (научный менеджмент):
· Человек экономический – сугубо эгоистическое поведение;
· Человек – элемент процесса производства;
· УП: организация труда и зарплата;
· Главный рычаг УП: зарплата, увязанная с результатами труда;
· Есть и сейчас в массовом серийном производстве.
2) Организационная:
1. Административный этап:
· Человек иерархический;
· Человек – элемент формальной структуры (для него важно являться таковым);
· УП: частичное управление жизненным циклом человека в организации;
· Рычаг: полномочия и ответственность;
· Идеальная бюрократия: механистической взгляд на организацию;
· Имеет место в государственной службе, армии.
2. Социально-ресурсный этап:
|
|
· Человек профессиональный;
· Человек – элемент социальной структуры (то есть может иметь интересы и запросы, вовлечен в неформальное взаимодействие с коллегами);
· УП: комплексное управление жизненным циклом человека в организации;
· Рычаги: весь комплекс мотивирования;
· Честер Барнард – праотец теории.
3) Гуманистическая:
· Человек корпоративный («объединяющийся»);
· Человек – член организационной семьи;
· УП: самоуправление, само-менеджмент («я должен поступать так»);
· Организационная культура (совокупность разделяемых ценностей, идей и т.п.);
o Чем шире организационная культура, тем шире круг нефинансового вознаграждения;
o Чем глубже люди воспринимают общие ценности, тем проще направлять людей.
· Малый бизнес, семейный бизнес, академическая среда; книгоиздательство.