Примерные темы лабораторных (практических) занятий

Практическое занятие 1.

Понятие о риторике и ее задачах.

1.Античная риторика.

2.Неориторика.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: опишите императивные и этикетные жанры коммуникации. Каким образом этикетные жанры коммуникации отражают проблему «ты/Вы»-общения? Исследуйте особенности императива и языковые возможности его смягчения. Охарактеризуйте коммуникацию с точки зрения категоричности/дипломатичности. Опишите языковые средства некатегоричности.

Практическое занятие 2. (интерактивное занятие).

Риторика теоретическая и практическая

1. Модель речевой коммуникации.

2. Риторический аспект модели речевой коммуникации.

3. Реализция ритрической модели в разных сферах коммуникации.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание:

Опишите шкалу оценочных жанров (от похвалы до хулы). Определите речевые средства для выражения похвалы.

Упражнение-тренинг: создайте коммуникативную педагогическую ситуацию, в которой нужно похвалить: а) ученика; б) коллегу, в) продавца в магазине, г) соседа. Определите ситуационную градацию похвалы.

Лабораторное занятие 3-4 (интерактивное занятие).

Задачи и основные понятия практической риторики.

1. Основные понятия практической риторики.

2. Задачи, решаемые практической риторикой.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание:

Побуждение человека к действию может быть представлено в виде просьбы, предложения, пожелания, совета, требования, приказа. В чем различия между этими видами побуждения? Можно ли требования высказать в форме совета или просьбы? Можно ли просьбу высказать в форме требования?

Упражнение-тренинг 1: сконструируйте ситуации коммуникации, в которых были бы представлены различные формы побуждения к действию. Обоснуйте свой выбор.

Упражнение-тренинг 2: сконструируйте ситуацию, в которой бы проявлялось словесное сопровождение действия преподавателя: вызов к доске, запись на доске, приглашение к ответу и т.д. Меняя языковые средства, произнесите это с разной степенью категоричности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: