Бизнес-анализ направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, выявление тех сфер, которые требуют более детального рассмотрения и совершенствования. Этот анализ необходим не только при составлении бизнес-плана, но и полезен в текущей деятельности.
Анализ внешней среды является важным и необходимым для принятия верных управленческих решений, это исследование рынка, на котором вы работаете или только собираетесь. |
Оценка внешней среды | Внутренняя оценка бизнеса | |
Желаемое состояние | Наиболее эффективный путь | |
Стратегия Фирмы - цели и задачи - конкурентные преимущества - план и бюджет | - маркетинг - менеджемент - финансы - производственная деятельность - человеческие ресурсы |
Для успешного анализа необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Правильное определение рынка (рынок конкретного товара).
Ясное понимание рынка необходимо для определений целей фирмы и состояние конкуренции в вашем бизнесе. Хорошее знание рынка вашего товара означает, что вы можете оценить состояние конкуренции на рынке, его потенциальную емкость и перспективы развития, наличие сезонных и иных колебаний спроса, географические границы рынка, его доступность, потенциальных потребителей и, следовательно, определить долю вашего рынка.
|
|
Здесь важно отметить, что рынки бывают развивающимися (средства связи, коммуникации, электробытовая техника), застойными (одежда, питание) или сокращающимися (тяжелое машиностроение, военная индустрия). В зависимости от типа рынка нужно выбрать стратегию фирмы: если в первом случае нужно направлять средства на продвижение товара и завоевание рынка:
· проводить активную политику продвижения товара на рынок
· проводить гибкую ценовую политику
· увеличивать вложения средств в сбыт
· защищать свои изобретения (патенты, ноу-хау),
то в последнем нужно:
· сокращать ассортимент выпускаемых изделий
· поддерживать тесные связи с выгодными покупателями
· проявлять гибкость в использовании ресурсов
· уделять максимальное внимание уровню затрат на сбыт
· руководствоваться принципом наибольшей прибыльности.
Правильная оценка перспектив отрасли (что происходит с данными товарами или услугами на мировых рынках, в чем специфика региона).
Для этого используйте разные источники получения информации: газеты и журналы, государственную статистику и специальные исследования.
Оценка доли рынка.
Анализируя положение фирмы на рынке, следует обратить особое внимание на то, что все рынки постоянно меняются. Поэтому наблюдайте за динамикой изменения на рынке – это позволит Вам вовремя заметить, например, сокращение доли на рынке или изменение каких-то других важных параметров. Данные о доли рынка важны для постановки цели. Так, если на долю рынка приходится менее 2 % рынка, то возможная цель – увеличение объема продаж. Если доля значительна (20 % - 50 %), то может ставиться вопрос о сохранении позиций на рынке.
|
|
Пример оценки рынка: Рынок магнитофонов. Основным потребителем товара является семья. Потенциальная емкость рынка: 170:3:5=12 млн. шт./год (население страны 170 млн. человек; средний размер семьи – 3 человека; коэффициент обеспеченности 1,1 (т.е. 110 магнитофонов на 100 семей); срок службы – 5 лет). Вторичный спрос (на дачу, в комнату детям, на кухню) составляет 10-15 %, следовательно, потенциальная емкость рынка составляет 13,2 млн. шт./год.
Здесь же нужно определить платежеспособный спрос населения, который определяет фактический объем продаж, а также позволяет просмотреть динамику объема продаж телевизоров и динамику доходов населения.