Состояние конкуренции определяет уровень прибыли. Ошибка в том, что большинство предпринимателей считают, что знают своих конкурентов, хотя могут считать, что знают. Поэтому весьма важно ее правильно оценить. Главная проблема в том, что сложно наблюдать за всеми конкурентами. При анализе необходимо обратить внимание на:
· наблюдаемых конкурентов (можно легко ошибиться при выборе),
· сложность оценки потенциальных конкурентов (отсутствие информации).
Что нужно знать о конкурентах:
· наличие торговой марки
· ассортимент продукции
· объем продаж
· цены и скидки
· основных клиентов
· рекламную политику
· стимулирующие мероприятия.
Ваши конкурентные преимущества:
· снижение цены за счет низких издержек производства
· использование стратегии дифференциации продукции (работа с определенными группами потребителей)
· использование стратегии первопроходца.
При выходе на новые рынки или предложении нового товара просто необходимо изучение конкурентов. При правильном выборе конкурентной стратегии вам проще будет ориентироваться в конкурентных ценах и продвигать свой товар на рынок.
Таким образом, уже на подготовительной стадии придется задаться вопросом о целесообразности открытия собственного дела и сделать свой выбор.
Потребители.
Качественное исследование потребителей, их вкусов, привычек, мотивов предпочтения тех или иных товаров, структуры потребностей из простого способа учета внешней среды в рычаг активного воздействия на производственно - сбытовую деятельность предприятия. Запросы покупателя – фундамент экономического предпринимательства, которые направляют производство. Поэтому крайне необходимо выяснить:
· какой товар
· с какими свойствами
· по какой цене
· в каком количестве
· в каких местах
хочет приобрести покупатель, а уже потом думать об организации производства.
Что нужно знать о потребителях:
· Кто ваши потребители? Ваш целевой рынок
· Каковы их нужды, потребности, желания
· Мотивы покупок
· Неудовлетворенные потребности
· Реакцию потребителей на появление на рынке нового товара
· Что станет основой в решении покупателей о покупке – цена, качество, сервис, личные контакты, комбинация этих фактов.
Источником информации о потребителях являются беседы, личные контакты, опросы.
Сбыт.
Одна из важных частей бизнес-плана – прогноз продаж продукции, т.е. прогноз финансовых показателей. Это отправная точка определения объемов и типов производства.
Но расчет этой величины является делом довольно сложным, так как зависит от множества параметров – новизны, цены, затрат на рекламу, коммерческого успеха и других, часть из которых контролируется предпринимателем и часть неподвластна его контролю.
| Параметры, контролируемые фирмой | Неконтролируемые параметры |
| периода выпуска продукции уровень цен затраты на рекламу | уровень инфляции уровень деловой активности деятельность конкурентов появление товаров-заменителей демографическая ситуация уровень доходов населения |






