Учебные мотивы и их роль в овладении знаниями учащихся

Мотивы учебной деятельности - это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Они могут создаваться разными источниками: внешними (учебными ситуациями, условиями жизнедеятельности, соблюдения социальных норм поведения), внутренними (социальными потребностями, потребностью в активности, в получении информации), личностными (успех, удовольствие, самоутверждение). Система мотивов, включает в себя: -познавательные потребности; -цели; - интересы; -стремления; -идеалы; -мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер.

Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебного мотива, кот. оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося, по его сохранению во времени.

Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

-характером образовательной системы;

-организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

-особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);

-личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;

-спецификой учебного предмета.

Функции учебных мотивов:

а) побуждающая —которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

б) направляющая —которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей.

в) регулирующая —суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: