Мотивационные состояния

Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека.

Интересы разделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветленную систему интересов.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на три группы – естественные и необходимые, например желание удовлетворить голод или укрыться от непогоды;

естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; и желания ни естественные, ни необходимые – связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т. д.

Страсть – очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Влечение – состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях. Естественные органические влечения – это, ориентировочные реакции, сексуальное влечение, голод (пищевое влечение), жажда.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных социально обусловлены. Одна

из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений.

Мотивация человека может быть сознательной и бессознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением.

Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (бессознательный мотив).

Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство; именно как состояния, их рассматривает Н. Д. Левитов.

Когда человек говорит, что он соскучился, это тоже означает, что у него возникло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в общении с близкими или желанием поработать после длительного отдыха, вынужденного перерыва.

Имеется ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации — перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Это состояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, страха (боязни), надежды.

Когнитивный диссонанс (опознавательное несоответствие»), негативное побудительное состояние, возникает в ситуации, когда субъект одновременно располагает по крайней мере двумя противоречивыми мнениями о чем-то или о ком-то.

Это порождает у субъекта стремление к устранению возникшего диссонанса через:
— изменение поведения;
— пересмотр пришедшего в противоречие представления;
— изменение отношения к объектам, связанным с принятием решения;
— обесценивание значения предстоящего поступка;
— поиск новой информации, усиливающей одну из точек зрения или приводящей к смене убеждений;
— увеличение согласующихся друг с другом знаний.

Сомнение является показателем критического отношения, вдумчивости человека и его ответственности за принимаемое решение («положительное» сомнение) и следствием неуверенности или скептицизма.

Состояние скептического сомнения Н. Д. Левитов подразделяет на два вида:

1— порождается хорошими намерениями: человек ищет абсолютной достоверности, желает все познать больше и глубже; то же, что известно, его не удовлетворяет.

2 — скептицизм как выражение развязности, обычно связан с неуважением к авторитетам.

Строго говоря, ни неуверенность (уверенность), ни сомнение в истинном значении—состояниями не являются. Неуверенность отражает оценку вероятности совершения события, правильности принимаемого решения; сомнение — это отсутствие убежденности в истинности чего-то, в том числе и того средства и пути удовлетворения потребности, которое при формировании мотива рассматривается человеком.

Противоположным этим состояниям является решимость. А. Ф. Лазурский (1995) говорит о своеобразном чувстве решимости, которое специфично для всех волевых актов и относится к числу возбуждающих стремление к устранению напряжения, связанного с потребностью. В этом состоянии отражается готовность к действию.

От решимости как состояния следует отличать решительность как волевое качество, характеризующее время принятия решения в значимой для человека ситуации. Решительность является характеристикой быстроты принятия решения в ситуации неопределенности, выбора.

Н. Д. Левитов выделяет состояние мечтательности. Это погружение в мечту, фантазию, сопровождающееся переживанием положительных эмоций удовлетворения, радости.

Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с переживанием, возникающим у человека при ожидании желаемого события, и отражающих предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Надежда формируется на основе субъективного опыта, накопленного в прошлом в сходных ситуациях, и познания объективных причин, от которых зависит ожидаемое событие.

И мечта и надежда связаны с наличием у человека мотивационной установки.

58. Интерес как познавательный мотив.

Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мо­тив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам.

А. В. Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Б. И. Додонов считает, что интерес — это специальный психический механизм, побуждаю­щий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение.

Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель. Именно поэтому интерес рассматривается среди прочих мотивационных об­разований не только психологами, но и философами и социологами.

Многими интерес связывается с познавательной потребностью и деятель­ностью человека. А. Г. Ковалев пишет, что потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действи­тельности (склонность к наукам). А. В. Петровский считает, что интерес — это эмо­циональное проявление познавательной потребности, форма проявления этой по­требности. Сходную мысль можно найти и в «Психологическом словаре»: интерес определяется как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в по­знавательной деятельности. Наконец, еще в 1956 году А. Н. Леонтьев писал, что интерес — это специфическая познавательная направленность на предметы и яв­ления действительности и что интерес приводит к накоплению знаний об интере­сующем предмете.

А. Г. Ковалев пишет, что каждый интерес включает в какой-то мере познавательное отношение личности к объекту, но не может быть сведен к нему. Нечто подобное можно найти и в высказываниях Б. И. Додонова, утверждающего, что познавательное отношение к объекту — это еще не интерес, учить можно и без интереса. В то же время познавательное отношение есть и у кошки, с интересом посматривающей на хозяйкину кошелку. «Но есть ли у нее интерес?» — сомневает­ся Б. И. Додонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: