Еще В. М Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: 1) социально возбудимые,
2) социально тормозимые и 3) социально индифферентные (постоянное равнодушие или безразличие в отношении). В дальнейшем это было подтверждено многими исследованиями. В частности, было установлено, что:
¨многие люди работают хуже, когда чувствуют на себе чужой взгляд;
¨большое значение имеет степень сложности и прочность навыков, которые необходимо освоить в присутствии других: простые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже;
¨имеет значение и степень интеллигентности: чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии других, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;
¨высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Этим подтверждается существование «эффекта аудитории», который оказывает на мотивы людей как стимулирующее так и тормозящее влияние (например страх выступления перед аудиторией).
Мотивационный потенциал различных видов стимуляции: влияние успеха и неудачи, социально-психологический климат.