Современное состояние психолингвистики

На развитие современной психолингвистики большое влияние оказала американская психолингвистика, которая в своем развитии прошла четыре главных периода: формирования, лингвистический, когнитивный и когнитивно-междисциплинарный. В начале своего развития психолингвистика ориентировалась в психологии на бихевиоризм, а в лингвистике — на структурализм.

Лингвистический период в психолингвистике связан с возникновением и бурным развитием трансформационно-генеративной, или порождающей, грамматики Ноама Хомского (Noam Chomsky; род. 1928). Считая, что язык — это «множество (конечное или бесконечное) предложений, каждое из которых имеет конечную длину и построено из конечного множества элементов», Хомский полагал, что «каждое предложение может быть представлено в форме конечной последовательности фонем (или букв)». В его грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как к единому целому. (Эти правила мы рассмотрим в главе о производстве речи.) Многие отечественные

исследователи считают теорию Хомского формальным гипотетическим построением, данным в виде логического исчисления. Но именно его работы дали толчок для большого количества исследований в американской психолингвистике.

Хомский различает языковую способность (linguistic competence), которая считается областью лингвистики, и языковую активность (linguistic performance), относимую к области психологии. Языковая способность рассматривается им как нечто такое, что составляет способность говорить на данном языке, а под языковой активностью понимаются те высказывания, которые производит носитель языка. Хомский также выдвинул тезис о врождённости языковых структур, предположив, что способность человека к освоению языка является врождённой. Следуя главному положению трансформационно-генеративной грамматики о том, что в центре лингвистической теории должна находиться языковая способность, а не речевая деятельность, психолингвисты сконцентрировали усилия на изучении понимания языка, оставив в стороне исследования по производству речи.

Современный период развития психолингвистики совпадает с развитием когнитивных наук. А именно, психолингвистика стала частью этих когнитивных дисциплин, которые пытаются ответить на вопрос о характере знания, структуре ментальных представлений и о том, как они используются в таких фундаментальных умственных процессах, как логика и принятие решений.

Когнитивный период развития психолингвистики ознаменовался постепенным отходом от примата лингвистической теории и попыткой определить место языка среди прочих фундаментальных психических процессов. Когнитивная психология — это область психологии, изучающая то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Иными словами, когнитивный подход также заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует её, чтобы принимать решения или решать насущные задачи. Когнитивные характеристики языка, представленные в грамматических теориях, перестали занимать центральное место в психолингвистических исследованиях; за ними теперь признавалась лишь частичная роль в процессах использования и усвоения речи наряду с другими когнитивными и поведенческими модулями.

Отечественная психолингвистика, и в частности московская психолингвистическая школа, ориентируется прежде всего на описание



30
31

процессов преобразования смысловой информации — рассматриваются процессы производства речи, её понимания и интерпретации. Кроме того, большое внимание уделяется анализу процессов становления и функционирования языкового сознания, под которым понимается система образов действительности, получающих свое языковое овнешнение (термин Е.Ф. Тарасова) в речевой деятельности человека как носителя сознания. В России центром психолингвистики является сектор психолингвистики и теории массовой коммуникации Института языкознания РАН. (Сектор основан в 1958 г. А.А. Леонтьевым, с 1974 г. заведует сектором Е.Ф. Тарасов.) Всероссийские симпозиумы проводятся также один раз в три года (последний, XIII, проводился в 2000 г. в Москве). Дважды в год издаются тематические сборники.

В организационном плане психолингвистика оформлена следующим образом. Имеется Международная организация прикладной психолингвистики (ISAPL — International Society of Applied Psycholinguistics) со штаб-квартирой в Португалии. Международные симпозиумы проводятся один раз в три года (последний был летом 2000 г. во Франции).

Издаваемый в Осаке (Япония) Международный журнал психолин^ гвистики (International Journal of Psycholinguistics) носит подзаголовок: Международный журнал человеческой коммуникации (An International Journal of Human Communication). На его обложке обозначены следующие темы: понимание и производство речи; изучение иностранного языка; перевод; язык и образование; билингвизм; нарушения речи; речевые технологии и модели человеческой коммуникации; освоение языка; невербальные аспекты коммуникации; семиотика в психолингвистическом аспекте; язык и власть; анализ литературного текста; речевые технологии и модели человеческой коммуникации; средства массовой коммуникации.

В настоящее время в связи с общим спадом в гуманитарных науках наблюдается некоторое замедление развития и этой дисциплины, особенно в её теоретическом аспекте. Прикладные же аспекты психолингвистики имеют большие перспективы.

Вопросы для контроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: