Современное состояние психолингвистики

ЯЗЫК РЕГУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Блумфильд, применяя бихевиористский подход к анализу речевого общения, полагал, что сферы жизнедеятельности человека — сфера потреб­ностей и действий по их удовлетворению. Сотрудничающие люди могут воздействовать друг на друга при помощи практических (т.е. неречевых) и речевых стимулов. Реагируют они на эти стимулы двояко: речевыми и не­речевыми действиями. При этом речевые воздействия (стимулы) Л.Блумфилд называл замещающими практические стимулы. Поэтому рече­вые стимулы и реакции коммуникантов имеют практический аспект. ПоБлумфильду речь является средством решения практических задач и ее основная функция — регуляция деятельности человека.

Предположим, — писал он, — что Джек и Джил идут по тропинке. Джил голодна. Она видит яблоко на дереве. Она с помощью горла, языка и губ производит ряд звуков. Джек прыгает через изгородь, влезает на дере­во, срывает яблоко, приносит его Джил и кладет ей в руку. Джил ест ябло­ко.

Описанный случай состоит из трех частей со следующей временной по­
следовательностью: А. Практические действия, предшествовавшие речевому
акту; В. Речь; С. Практические действия, последовавшие за речевым актом.
Джил в качестве говорящего индивида может реагировать на стимулы не
одним, а двумя способами: S —-> R (практическая реакция); s —> г
(лингвистическая или замещенная реакция). Действия Джека могут вызы­
ваться двумя видами стимулов: практическими стимулами S ---- > R

(безречевая реакция) и лингвистическими (замещенными стимулами) S — > J- —> s —> R (реакция через речь).

Блумфильд отмечает, что речь включена в систему деятельностей че­ловека и человек не реагирует на нее как на речь; он реагирует на нее как и на другие неречевые стимулы.

На развитие современной психолингвистики большое влияние оказала американская психолингвистика. В начале своего развития она ориентиро­валась в на бихевиоризм и на структурализм.

Лингвистический период в психолингвистике связан с развитием трансформационно-генеративной грамматики Поэма Хомского (Noam Chomsky). Считая, что язык — это множество (конечное или бесконечное) предложений, каждое из которых имеет конечную длину и построено из конечного множества элементов", Хомский полагал, что "каждое предло­жение может быть представлено в форме конечной последовательности фо­нем (или букв)". В его грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструк­ции предложения как к единому целому. Поэтому многие исследователи считают теорию Хомского формальным гипотетическим построением, дан­ным в виде логического исчисления. Хомский различал языковую способ­ность (linguistic competence) как знание языка и языковую активность (linguistic performance) как процессы речевой активности. Хомский также выдвинул тезис о врожденности языков~ых структур.

Следуя главному положению трансформационно-генеративной грамма­тики о том, что в центре лингвистической теории должна находиться язы­ковая компетенция, а не речевая деятельность, психолингвисты сконцент­рировали усилия на изучении понимания языка в ущерб исследованиям по производству речи.

Когнитивный период развития психолингвистики ознаменовался по­степенным отходом от примата лингвистической теории и попыткой опре­делить место языка среди прочих фундаментальных процессов. Когни­тивные характеристики языка, представленные в грамматических теориях, перестали занимать центральное место в психолингвистических исследова­ниях; за ними теперь признавалась лишь частичная роль в процессах ис­пользования и усвоения речи, наряду с другими когнитивными и поведен­ческими модулями.

Современный период развития психолингвистики совпал с развитием когнитивных наук. Психолингвистика стала частью дисциплин, которые пытаются ответить на вопрос о характере знания, структуре ментальных представлений и о том, как они используются в таких фундаментальных умственных процессах, как логика и принятие решений.

Отечественная психолингвистика ориентируется и на описание процес­сов преобразования смысловой информации и описание становления и функционирования языкового сознания.

Особое внимание в рамках Московской психолингвистической школы уделяется языковому сознанию, под которым понимается система образов действительности, получающая свое языковое обозначение в языке и в ре­чевой деятельности человека как носителя сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: