Междисциплинарность психолингвистики

Круг проблем, которыми занимается психолингвистика достаточно широк.

В рамках психолингвистики есть работы, ориентированные на фило­софские проблемы языкознания и психологии. К их числу относятся рабо­ты по проблемам взаимодействия языка и мышления, языка и сознания; проблемы становления человеческого сознания в онтогенезе и в филогенезе (тема закрытая в настоящее время для научного исследования в виду ее не­решаемости); в целом проблемы возникновения знаковости мышления.

Близка психолингвистике и герменевтика как наука о понимании тек­стов. Существование и восприятие речевого текста рассматривается в ней в контексте человеческого истолкования действительности. Тут также как и в психолингвистике принят постулат о множественности интерпретаций текс­та.

В психолингвистике есть ряд проблем, которые затрагивают области, смежные с культурологией и национальной психологией. Общим положени­ем тут является утверждение о том, что расхождения в языковых картинах мира обусловлены не только структурой языка, но и разным видением ми­ра носителями этого языка.

Национально-культурные особенности коммуникации проявляются как минимум в двух аспектах. Это, во-первых, соотношение языка, мышления, памяти, общения и место языка в разных видах человеческой деятельности. Во-вторых, это процессы и средства общения, обладающие национальной спецификой. Первый круг проблем описывается гипотезой лингвистической относительности Сэпира-Уорфа, второй — этнопсихологией.

Психолингвистика изучает и речевое поведение разных народов. Нере­чевое поведение не является объектом анализа в лингвистике, это скорее область этнографии. Но поскольку анализу подвергается речь, то такие яв­ления рассматриваются этнолингвистикой как разделом психолингвистики, которая описывает особенности той или иной культуры в ее языковом про­явлении (язык жестов и мимики). В рамках культурологического направ­ления в психолингвистике есть работы, посвященные межкультурной ком­муникации.

Психолингвистика близка и социолингвистике. К примеру, Т.Слама-Казаку (президент International Society of Applied Psycholinguisties) говорит об идеологическом языке как об объекте психолингвистики.

В отечественной психолингвистике имеется раздел, связанный с массо­вой коммуникацией. Теория массовой коммуникации изучает восприятие текстов радио, эффективность телевидения, воздействие газетных текстов, влияние на сознание человека политических плакатов и лозунгов, рекламы (к примеру, тут описан механизм сатиации — потери значения слова при многократном повторении его или внеситуативном употреблении).

Следует подчеркнуть, что психолингвистика невозможна без результа­тов лингвистического анализа, которые она, однако, рассматривает как промежуточные. Разделение труда между лингвистом и психологом в ис­следовании речевой деятельности таково. Лингвист изучает то, ЧТО усваи­вается. Психолог изучает психологические корреляты лингвистической мо­дели и процессы, которые происходят в сознании человека при усвоении, восприятии или продуцировании лингвистической модели, т.е. то, КАК го­ворящие в действительности конструируют и понимают предложения.

В психолингвистике можно выделить лингвистическое направление в исследованиях, а в нем — фоносемантику и психосемантику. Фоносеманти-ка изучает эмоциональное содержание звуков языка, т.е. значение формы слова. При том, что в большинстве случаев качество звука никак не связа­но со значением слова, имеются и исключения — в частности, это звуко­подражательные слова, звуковая форма которых связана с их смыслом. Эксперименты показывают, что гласным русского языка носители русского языка приписывают следующие цветовые значения: а — красная, я - ярко-
красная, о — белая, е — зелёная, ё — жёлто-зелёная, э — зеленоватая, и -

синяя, у — сине-зелёная, ю — сиреневатая, ы — тёмно-коричневая.

Психосемантика строится на положении, что язык удваивает наш мир: "Человек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно от­ражаемых предметов, и мир образов, объектов, отношений и качеств, кото­рые обозначаются словами. Таким образом, слово — это особая форма отра­жения действительности. Человек может произвольно называть эти образы независимо от их реального наличия, может произвольно управлять этим вторым миром" (А.Р.Лурия). Основным методом психосемантики является метод семантического дифференциала.

Психология грамматики изучает особенности восприятия и понимания высказываний в зависимости от их грамматической формы. Важными тут является положение о перекодировке фразы при рецепции. Утверждается, что фраза имеет, кроме поверхностной структуры, глубинную, и для ее по­нимания необходимо "перевести" фразу из поверхностной в глубинную.

Психолингвистика тесно связана с лингвистикой текста, где текст рас­сматривается статически, как законченный продукт написания или говоре­ния. В психолингвистике же текст рассматривается динамически — как продукт речевой деятельности.

Основные приемы и методы исследований в рамках психолингвистики заимствованы из психологии. Именно поэтому она нередко считается под­разделом не лингвистики, а психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: