Арабский аввероизм и его развитие на западе

Аверроизм — термин, применяемый к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на Аверроэсовской интерпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.

Основные идеи ранней философской концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю:

существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию;

мир вечен;

душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной;

индивидуальная душа не вечна;

все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу (идея, известная как монопсихизм);

воскресение из мёртвых невозможно (эта идея была выдвинута Боэцием).

Вместе с тем идеи Аверроэса были перенесены в Западную Европу, в результате чего появился т. н. Латинский аверроизм. Его основной инспиратор — Сигер Брабантский.

Латинский аверроизм был дважды осужден в 1270 и 1277 году католическим епископом Стефаном Темпьером (в русскоязычной литературе этот епископ больше известен как Этьен Тампье, хотя официально числится как Étienne (Stephen) Tempier или Stephanus of Orleans). Темпьер выделил 219 неприемлемых тезисов в работах аверроистов.

Для разрешения возникшего противоречия Сигер заявил, что существует «двойственная истина»: фактическая, или «твёрдая», истина, достигаемая через науку и философию, и «религиозная» истина, достигаемая через религию. Эта идея не восходила к Аверроэсу; его идея заключалась в том, что существует одна истина, достигаемая двумя различными путями, а не две истины.

Поздняя философская концепция аверроизма заключалась в том, что философский и религиозный миры являются отдельными сущностями. После исследования 219 тезисов, осуждённых Темпьером, стало очевидно, что немногие из них принадлежат Аверроэсу. В течение некоторого времени для обозначения философского движения, начатого Сигером и Боэцием, и отделения его от аверроизма применялись термины «радикальный Аристотелизм» и «гетеродоксальный аристотелизм»; сейчас большинство ученых также называет его аверроизмом.

Фома Аквинский выступил против доктрины монопсихизма в своей книге De unitate intellectus contra Averroistas. В этом контексте термин «аверроизм» использован корректно.

Несмотря на осуждение в 1277 году, многие аверроистские тезисы дожили до XVI века и присутствуют в философии Джордано Бруно и Пико делла Мирандола. Эти тезисы связаны с превосходством философов над простым народом и с соотношением между интеллектом и человеческим достоинством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: