Крупнейшим представителем средневекового свободомыслия был французский философ Пьер Абеляр (1079 – 1142). Известен Пьер Абеляр и своей автобиографией Historia Calamitatum («История моих бедствий»), в которой он описывает свою жизнь.
Философия Пьера Абеляра довольно примечательна, в своем трактате «Введение в теологию» он не побоялся заявить, что либо все религиозные догматы – пустой звук, либо они имеют смысл, доступный пониманию человеческого разума.
А раз так, истины религии подлежат контролю разума. Вот одна из цитат Пьера Абеляра:
«Опрометчиво верит тот, кто, не разобравшись, беззаботно удовлетворяется тем, что ему говорят, не взвесив это, не зная, насколько основательны доказательства в пользу сообщаемого»
Провозглашая высший авторитет разума, призывая ничего не принимать на веру, Пьер Абеляр не остановился перед тем, чтобы заявить:
«Не потому веришь, что так сказал бог, а потому, что ты убежден, что так оно и есть»
Единственный разумный путь к достижению истины, утверждал Пьер Абеляр, – сомнение, которое должно быть исходным пунктом при решении любого вопроса.
|
|
«Сомневаясь, мы начинаем исследование, а благодаря исследованию мы приходим к истине»
Прославился Пьер Абеляр, подчеркивающий, что из двух противоположных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, наверно, в большей степени своим сочинением «Да и нет», в котором собрал огромное количество цитат из»священных» текстов, исполненных противоречий.
Эти цитаты свидетельствуют,что на вопросы о первородном грехе, о свободе воле, о сотворении мира или его вечности, о вечности творца и на другие коренные вопросы религии «святые отцы» церкви и даже сама Библия дают диаметрально противоположные ответы.
Таким образом, Пьер Абеляр и его философия показал явную ложность того, что религиозное мировоззрение провозглашало непререкаемой истиной.
Несмотря на свой рационализм и борьбу против догматизма средневекового сознания, Пьер Абеляр оставался в плену религиозных представлений, и тем не менее, его взгляды, объективно подрывающие основы религии, вызвали в среде духовенства бурю негодований.
В 1121 году собор в Сауссоне объявил эти взгляды еретическими, и заставил Пьера Абеляра публично сжечь свой трактат и заключил его в монастырь.