Политеизм и зарождающееся христианство в освещении Лукиана из Самосаты

Философии Лукиана (первоначально более близкой к киникам, а затем – к эпикурейцам) характерно отрицание любых философских и религиозных догматов, скептицизм ко всем философским школам, ни к одной из которых Лукиан так и приобщился. Зачастую он не просто оппонирует философским и религиозным учениям, а саркастически высмеивает их. Наиболее яркими произведениями Лукиана, в которых он смеется над богами Олимпа, являются его «Разговоры богов», «Морские разговоры» и «Разговоры в царстве мертвых». Везде Лукиан смеется над мифологическими образами.

Ярким примером псевдоисторичности Лукиана (и телевидения в целом) является его текст о христианах. Церковь его не интересовала, упомянул он её исключительно в связи с киниками, которых ненавидел - насколько телевизионщик может кого-либо сильно ненавидеть. Лукиан с удовольствием повторяет каламбур, который он приписывает императору Веспасиану: "киник" - "кион" ("кион" - "собака" на греческом, отсюда "кинология").

Впрочем, Лукиан не только бульварный писатель, он ещё и номенклатура (время было такое, что только номенклатура литературой и занималась). Цель его насмешек - киник Перегрин, а попутно Лукиан упоминает, что Перегрин обманул христиан. Христиане - это такие образцовые простаки, которых обмануть ничего не стоит.

Полезно помнить, что в это время ещё не было христиан-интеллектуалов, они появились лишь спустя двадцать-тридцать лет (Лукиан писал около 170 года). Хотя, конечно, "простаками" и тогдашние христиане не были, а если судить по сочинениям св. Иринея Лионского, то в вину им можно поставить, скорее, чрезмерную подозрительность. Впрочем, Лукиан - сириец, и про христиан он знает, что они - в Палестине (это полезно отметить, а то иногда полагают, что после разгрома восстания Бар-Кохбы в Святой Земле вообще не осталось ни евреев, ни христиан, а это неверно).

Лукиан уважительно относится к христианской сплочённости:

"Пришли посланники даже от малоазиатских городов... Христиане проявляют невероятную быстроту действий, когда случится происшествие, касающееся всей общины, и прямо-таки ничего не жалеют".

Стоит заметить "даже от малоазиатских городов" - это на карте в приложении к современному изданию Евангелия всё кажется близким, словно в турбюро, а реально во II столетии при всех римских средствах сообщения от Малой Азии до Сирии было очень долго добираться.

Странно, но убеждения христиан Лукиан описывает довольно точно:

"Эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам. Поэтому они одинаково ко всему относятся с презрением и все доходы считают общими, так как всё подобное они принимают без какого-либо достаточного доказательства".

Интересно, какие доказательства воскресения прокуратор Лукиан счёл бы "достаточными".

Насчёт того, что христиане "сами ищут смерти" - целиком на совести Лукиана, который, стоит помнить, писал памфлет, а не историю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: