Особенности выступления женщин на маркированной трассе

Анализируя табл. 5 и 6, читатель заметит, что показатель a5 и но на женских трассах в среднем заметно выше, чем на мужских. Это справедливо как для максимальных, так и для минимальных штрафов. Подчеркнем также, что абсолютный максимум показателя сложности (а'5 2,46) зарегистрирован на женской трассе, а абсолютный минимум (а'6 0,01) - на мужской. Все это отражает определенную закономерность: женщины допускают на маркировке больше технического брака (в расчете на один КП трассы), чем мужчины. О том же говорит и статистика рассмотренных нами 277 трасс соревнований класса мастеров за 1972-1978 гг.

Средний за все годы показатель сложности а=0,53 раскладывается на мужскую и женскую составляющие следующим образом: ам=0,43, аж=0,63. Среднее соотношение между составными частями показателя а (примерно 1:1,5), естественно, нарушается в отдельных соревнованиях; есть даже случаи, когда показатель сложности мужской трассы превышает на тех же соревнованиях (т. е. на одинаковой карте и местности) аналогичный показатель женской трассы, но это соотношение устойчиво во все годы.

Проиллюстрируем сказанное рис. 15, на котором представлены зависимости среднего показателя а по всем трассам, а также его мужской и женской составляющих. Как видно из рис. 15, средний по каждому году показатель сложности на женских трассах существенно превышает аналогичный показатель мужских трасс (хотя в последние два года из числа рассмотренных заметна тенденция к их выравниванию).

Рис. 15

Наконец, в качестве еще одного подтверждения этой закономерности приведем данные, свидетельствующие о том, что она относится не только к соревнованиям уровня мастеров спорта (на которых, по-видимому, еще можно допустить некоторую разницу в классе между участниками на мужской и женской трассах), но и к соревнованиям самого высокого уровня - к всесоюзным. Средние за принятый нами семилетний период (1972-1978 гг.) показатели сложности трасс всесоюзных соревнований оказались: для мужчин - 0,46, для женщин - 0,77 (Подсчитаны, как и ранее для трасс класса мастеров, путем приведения Действительного показателя а для отдельных всесоюзных соревнований к некоторому эталонному соревнованию с суммой баллов, равной 1000).

Как показывают наш анализ штрафов по КП в отдельных соревнованиях, беседы со спортсменками и результаты психологических тестов, существуют две основные причины технического отставания ориентировщиц:
1) женщины тренируются в среднем меньше и, что особенно важно, меньше проводят технических тренировок, в том числе с картон на местности;
2) причина психологического характера, связанная с особенностью женского внимания, более, чем мужское, сосредоточенного на деталях карты и местности, более цепко придерживающегося одной тщательно прослеживаемой по карте версии трассы и в меньшей степени (реже), чем мужское, перебрасывающегося на соседние и схожие по изображению на карте ориентиры. Иными словами, женщины перерабатывают в своем анализе и сопоставлении карты и местности более узкую, чем мужчины, полосу карты.

В связи с первой причиной технического отставания ориентировщиц к сказанному нечего добавить, кроме совета больше тренироваться с картой на местности. На второй же причине остановимся отдельно.

Отмеченная особенность внимания ориентировщиц помогает им в летних соревнованиях, когда требуется, тщательно вычитывая карту и подхватывая на местности все замеченные на карте ориентиры, с ювелирной точностью выйти в район заметного только с трех шагов знака КП. Помогает она и на маркировке, когда трасса проходит по мелким ориентирам, цепляющимся друг за друга, т. е. без пустого пространства между ориентирами, а значит, и без необходимости осматривать карту на большом ее участке. В насыщенных мелкими ориентирами местах женщины аккуратно нанизывают ориентир на ориентир и точно выводят себя туда же, куда выходит и трасса. Но тщательность и цепкость взгляда иногда подводит ориентировщиц на тех участках карты, где есть далеко разнесенные друг от друга "параллельные ситуации", а также тогда, когда постановщик тонко подсовывает спортсмену одну из них (конечно не ту, что нужна спортсмену).

В связи с отмеченным обстоятельством интересно проследить значение показателя а на мужских и женских трассах, поставленных на разных типах местности. С этой целью дополним табл. 2, где представлены значения показателя a1, относящиеся только к чистым типам местности, табл. 7, в которой разложим этот показатель по мужским и женским трассам.

Таблица 7

Тм I II III IV V VI VII VIII
а1м 0,90 0,16 0,52 0,16 0,39 0,25 0,53 0,48
а1ж 0,81 0,30 0,68 0,37 0,62 0,39 0,54 0,63

ТМ I. Единственное исключение из общей закономерности - показатель a1 на женских трассах меньше, чем на мужских. Это исключение подтверждает высказанное выше суждение о свойстве внимания ориентировщиц. Именно мелкий рельеф требует максимальной концентрации внимания, в чем ориентировщицы в среднем, видимо, превосходят своих коллег-мужчин.

ТМ II. Средний, легко читаемый на карте рельеф. Повышенные скорости и часто хороший обзор (на открытых участках, как на карте К3, иллюстрирующей этот тип местности) требуют более широкого анализа местности и главное карты, поэтому при общем снижении удельного среднего штрафа разница между а1ж и а1м большая, почти двукратная.

ТМ III. Разница между а1ж и а1м уменьшается в процентном отношении. Она была бы, видимо, еще меньше (ведь TMIII - это не только "купола", но и всякая мелочь на них и их склонах, которую с таким искусством вычитывают на карте женщины), если бы ориентировщицы уверенно чувствовали себя на спусках и, преодолевая их, успевали поглядывать в карту и по сторонам.

ТМ IV. Тип местности, также "снабжающий" трассу большими спусками и, кроме того, богатый параллелями (поэтому а1ж более чем вдвое превосходит показатель а1м).

ТМ V. Овражистый рельеф - царство "параллельных ситуаций". Оттого и само значение а1ж здесь достаточно высоко, и разница между а1ж и а1м наибольшая по абсолютной величине.

ТМ VI. Пойма. Параллелей в избытке. Общая закономерность подтверждается, причем именно в среднем соотношении (а1ж/а1ж=1,5), хотя эти цифры и не очень убедительны, ибо получены на бедной статистике - для подсчета значения каждого показателя использовано всего по две трассы.

ТМ VII. Равнина, покрытая сеткой дорог, троп и просек. Требуются тщательная работа с картой, а также фиксация на местности каждой дорожки, поэтому а1ж и а1м почти равны.

ТМ VIII. Разница между а1ж. и a1м большая. Наверное, на этой клочковатой местности у женщин больше, чем у мужчин, рябит в глазах от пестрой карты. Кроме того, в скоплении полянок или островков леса больше параллельных цепочек ориентиров, по которым постановщик может увести спортсменов.

Теперь, после рассмотрения вопросов, связанных с количественной оценкой сложности маркировок в зависимости от различных факторов, а также после сравнительного анализа уровня технической подготовленности мужчин и женщин высших спортивных разрядов, приведем классификацию трасс по сложности, определяемой показателем а. Классификация соответствует технической подготовке спортсменов-ориентировщиков на расчетный уровень 1980 г., а также применявшейся до этого срока системе начисления штрафа за ошибки (без ограничения его на одном КП и с ценой 1 мин. за 1 мм ошибки). В случае изменения системы штрафа значения показателя а, на которые опирается классификация, следует откорректировать. Некоторые соображения по такой корректировке даны на стр.80.

Итак, рекомендуется следующая классификация трасс по величине показателя а, вычисленного по приведенной ранее формуле (см.табл.8).

Таблица 8

Степень сложности трассы Чрезмерно низкая Низкая Средняя Высокая Чрезмерно высокая
Мужская трасса ам 0,10 и менее 0,11-0,20 0,21-0,50 0,51-0,70 Более 0,70
Женская трасса аж 0,15 и менее 0,16-0,30 0,31-0,60 0,61-0,80 Более 0,80

Табл. 8 используется следующим образом. При планировании нитки трассы и точек КП начальник дистанции стремится, чтобы трасса по результатам предстоящих соревнований, т. е. по величине показателя а, оказалась средней: на соревнованиях всесоюзного масштаба (чемпионатах страны) - ближе к левой (нижней) границе рекомендуемого диапазона показателя а для данной степени сложности, а на остальных, мастерских соревнованиях - ближе к правой его границе. Если же в итоге соревнований трасса по показателю а окажется низкой или высокой сложности, это должно считаться неудачей. Трассы, которые после соревнований по показателю получат крайние степени сложности, вообще следует расценивать как грубый просчет службы дистанции и инспекции трасс. В отдельных же случаях (когда по показателю а трасса оказывается чрезмерно сложной), видимо, необходимо ставить вопрос о некорректности трассы и о дополнительной ее проверке.

Все эти рекомендации обращены прежде всего в адрес постановщиков трасс, но в равной мере могут использоваться и спортсменами - при подготовке к соревнованиям и при анализе выступлений в них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: