Методы ориентирования

В современной спортивной практике спортсмены высокой квалификации используют два принципиально различных метода ориентирования на маркированной трассе: метод прогнозирования (или опережающего чтения карты) и метод восстановления (бег по памяти, "векторное ориентирование").

Метод прогнозирования состоит в следующем. Перед началом движения по трассе, находясь на некоей опорной точке (на старте или перед уходом с очередного КП, а также на достоверно определенном промежуточном ориентире), спортсмен осматривает участок карты в направлении предполагаемого движения, запоминает основные ожидаемые на пути ориентиры (просеки, дороги, поляны, возвышенности, впадины) и затем, двигаясь по трассе, взглядом и мысленно регистрирует эти ориентиры, не останавливаясь, даже не замедляя движения и не глядя в карту. После резкого изменения направления трассы или после достижения границы запоминания карты, если направление движения сохраняется (такая граница находится в 100-400 м от опорной точки, в зависимости от насыщенности карты), спортсмен фиксирует на карте новую опорную точку, которая соответствует его местонахождению в этот момент, и снова делает прогноз ожидаемых на трассе ориентиров.

Метод восстановления заключается в движении по трассе как бы в долг (по отношению к карте), без обращения к карте, но с внимательным обзором местности и стремлением запомнить встречающиеся ориентиры и свой путь. Или даже - в движении без запоминания ориентиров и пути, но с непрерывным ощущением себя в пространстве, когда спортсмен стремится создать интуитивное, но достаточно четкое представление о том, в каком направлении и на каком расстоянии от последней, достоверно определенной на карте точки он находится в каждый текущий момент ("вектор перемещения").

Опишем теперь более подробно характер ориентирования спортсмена на маркированной трассе при использовании каждого из упомянутых методов. При этом заметим, что метод прогнозирования известен давно и применяется большинством спортсменов, добивающихся успехов на маркировке, в то время как метод восстановления в своем осознанном и методически стройном виде сравнительно молод; им пользуются лишь некоторые спортсмены, обладающие хорошей зрительной памятью и обостренным пространственным воображением.

Метод прогнозирования. Можно выделить три уровня прогнозирования местности и ориентиров на предполагаемом продолжении трассы - по детальности (глубине) такого прогнозирования.

Первый уровень - общий обзор карты в направлении движения. Цель этого предварительного и приближенного (фонового) прогнозирования состоит в оценке сложности ожидаемой местности, насыщенности ее ориентирами, а значит, и потенциально опасными точками, в которых начальник трассы может поставить КП или которые могут послужить привязками к точкам КП.

В зависимости от вывода, полученного на первом уровне прогнозирования, выбирается темп бега по трассе, а также примерно намечается, через сколько времени (метров) надо снова взглянуть на карту. Все оценки здесь носят форму мысленных приказов себе: "Сильно", "Спокойно", "Очень осторожно" (о целесообразном темпе), "Скоро", "Сразу за дорогой", "Через 500 м, если трасса не повернет" (о месте очередного обращения к карте). На этом уровне также формируется мысленный образ карты (именно карты!), весьма обобщенно отражающий ожидаемую местность с ограничивающими ее рамками (линейными ориентирами), "показанными" на таком образе карты весьма приближенно. Если местность проста и не содержит, на взгляд спортсмена, опасных мест в непосредственной близости, между первым уровнем прогнозирования и следующим есть заметный промежуток времени (отрезок трассы). В противном случае в сознании спортсмена происходит быстрый переход на следующий уровень прогнозирования.

Рис. 4

Задача прогноза второго уровня - представить, в чем именно состоит опасность и в каком направлении ее ожидать. Спортсмен, как и на первом уровне, формирует мысленный образ карты (снова карты!) ожидаемой местности, но уже с выделением на ней опасных зон, и отмечает характер "опасных" ориентиров в каждой из них. Ограничивающие ориентиры в этом образе обозначаются уже более четко.

Наконец, третий уровень прогнозирования. Такой прогноз (краткосрочный) делается уже тогда, когда спортсмен чувствует (видит по карте), что приближается вплотную к одной из опасных зон и должен попытаться увидеть опасность, т. е. представить мысленно приближающуюся местность и те схожие ориентиры (их вид и взаимное расположение), на одном из которых возможно будет стоять КП. Одновременно в памяти держится и зрительный образ локального участка карты, а также ограничивающих его ориентиров.

Проиллюстрируем описанные уровни прогнозирования на маркировке с помощью рис. 4. Допустим, спортсмен находится в точке А и движется на север (направление указано стрелкой). Взглянув на карту в этой точке, он может уверенно предположить, что КП будет не скоро, так как мест для его постановки в направлении движения поблизости нет. А если и есть (полянка до поперечной дороги, вторая - сразу за ней да парочка полянок подальше), то они простые, и можно привязаться прямо там, если потребуется. "Можно идти сильно до дороги и еще 400-500 м за нее",-приказывает он себе. Одновременно у него формируется обобщенный мысленный образ этого фрагмента карты (рис. 5, а).

В точке Б (см. рис. 4), незадолго до пересечения трассой одной из двух наклонных и пересекающихся между собой дорог, которые спортсмен все еще держит в памяти, он снова смотрит на карту, сбавляя скорость бега. "Опасность приблизилась, - фиксирует он. - КП надо ждать или в переплетении дорог, или в отрогах одного из оврагов". Мысленный образ карты слегка конкретизируется (рис. 5, б).


Рис. 5

Спортсмен находится в точке В (см. рис. 4) - пересек дорогу и уходит от нее на восток (чуть севернее востока). Рядом, впереди, "опасные" ориентиры. Быстро проскакивают в сознании, не оставляя следа, прогнозы первого и второго уровней. Возникает предположение, что КП - в вершине одного из отрожков оврага. Спортсмен знает, как обычно в таких случаях делается, и мысленно настраивает себя: "Лыжня резко подойдет к одному из отрожков и затем столь же резко уйдет вправо. На крутом повороте лыжни будет висеть знак КП. Чтобы разобраться, на каком отрожке находится КП и не заработать 2 мин. штрафа, надо идти внимательно, оглядываясь по сторонам. Надо также посмотреть, какой ближайший ориентир или стопор (ограничивающий ориентир) будет за КП. Осторожно - вдруг лыжня сразу пойдет на спуск, в овраг, чтобы мы проскочили все привязки за КП..."

Рис. 6

Примерно такие мысли мелькают в голове. Может быть, не в таком порядке и наверняка быстрее, чем они читаются сейчас. Вся эта настройка занимает 4-5 сек., включая и 2-3-секундный взгляд на карту. И спортсмен продолжает равномерный и настороженный бег по лыжне, сохраняя в памяти возникший у него образ участка местности с двумя отрожками оврага. Отрожками конкретными, одетыми именно в тот лес, который окружает спортсмена в этом месте трассы. А кусочек карты, который он держит в памяти, почти уже не отличается от того, что на ней изображено на самом деле (рис. 5, в). О том, когда надо в очередной раз взглянуть на карту, спортсмен не думает, он весь настроен на КП. О карте же он вспомнит или уже на КП, или через 1,5-2 мин., когда с облегчением почувствует, что его обманули: лыжня прошла мимо отрожков, а КП где-то дальше. Именно через эти 1,5-2 мин. спортсмен опять окажется на очередной точке А, потом будет точка Б - и все повторится.

Конечно, на разной местности и даже на разных участках одной и той же местности время смены одного уровня прогнозирования другим разное. Вполне очевидно также, что на местности не очень богатой мелкими деталями, между первым и вторым уровнями прогнозирования будет пауза и спортсмен сможет прокатиться по коридору, выделенному ограничивающими ориентирами при первом (грубом) прогнозе. Напротив, на очень насыщенной карте все уровни прогнозирования сливаются. Это означает, что для спортсмена важным останется только краткосрочный прогноз и что вся трасса преодолевается в напряженном ожидании КП.

Отметим также, что процесс выработки на трассе прогнозов не ограничивается уровнями прогнозирования, о которых мы рассказывали и которые обеспечивают тактически грамотный предусмотрительный подход к данному КП. Есть еще один, завершающий уровень прогнозирования, предназначенный для проверки правильности определения местоположения КП. Выполняя такую проверку, спортсмен на КП поступает так же, как поступал в точке В, - делает краткосрочный прогноз в направлении ухода трассы, четко представляя себе, как будет выглядеть ближайший ориентир, и имея мысленную фотографию карты в окрестностях этого ориентира. В нашем примере (см. рис. 4), если КП стоит в вершине восточного отрожка и спортсмен собирается это проверить, то при повороте трассы от КП на юго-восток он должен предвидеть, что через 40- 50 м попадется просека. И если она вдвое дальше, то у спортсмена появится основание считать, что он ошибся в определении местоположения КП и что пункт поставлен в вершине западного отрожка.

Таковы сущность и содержание метода прогнозирования при прохождении маркированной трассы.

Метод восстановления. Точнее, речь пойдет о разновидности этого метода, связанной с некоторым систематическим запоминанием. При изложении мы используем описание, предоставленное автору томским ориентировщиком Ю. Федоровым, который в течение ряда лет методично осваивал его в применении к различной местности.

Суть метода: при прохождении участка между КП спортсмен регулярно фиксирует и запоминает два параметра: базовую прямую и угол ухода трассы относительно этой базовой прямой. Смысл названных параметров ясен из рис. 6. Базовая прямая изображена на нем штрихпунктиром, трасса - жирными точками. В нашем примере участник после старта бежит по дороге не думая, но как только трасса уйдет вправо, он мысленно проводит по дороге базовую прямую 1-1 и запоминает (естественно, на ходу) угол ухода трассы. Угол фиксируется в памяти не в числовом выражении, а на глаз - точность такой оценки достаточно высока. Запомнив прямую 1-1 и угол ухода с нее, спортсмен бежит дальше, поднимается на бугорок. При этом он старается запомнить, что дистанция не влияла после ухода с дороги и что на бугорок трасса поднялась перпендикулярно его продольной оси. Запомнив это, впоследствии он точно определит, на каком бугре был. Далее, спортсмен мысленно проводит вторую базовую прямую - по оси бугорка и запоминает, под каким углом он ушел с прямой 2-2. Запоминает также, что лыжня затем сделала небольшой изгиб, вошла в отрожек поляны, повернула по ней влево, ушла с нее перпендикулярно дальней ее границе, базовой прямой 3-3. (Подчеркнем, что на трассе важно заметить и запомнить, в каком именно месте объекта лыжня пересекла базовую прямую - рис.7.)

Итак, трасса подошла к дороге - базовая прямая 4-4. Спортсмен посмотрел по сторонам. Слева дорога имеет резкий поворот на север. Примерно перпендикулярно (чуть правее) трасса ушла с дороги и, пройдя некоторое расстояние в этом направлении, скатилась в ямку - КП 1.

На КП спортсмен, глядя на карту, восстанавливает в памяти по порядку все базовые прямые и углы ухода с них (основная информация), а также то, что успел заметить на трассе,-лыжня не виляла, бугор пересек посередине и т. п. (второстепенная информация). Восстанавливая все это, спортсмен мысленно видит, словно кто-то рисует нитку дистанции у него на карте.


Рис. 7

Для надежного ориентирования следует обязательно восстанавливать весь путь, от КП до КП, чтобы все стало на свои места. Этим решаются сразу две задачи - определение местоположения КП, к которому спортсмен вышел, и проверка предыдущего КП, который ему предстоит нанести на свою карту. Двигаясь по трассе, спортсмен может почувствовать, что перегрузил свою память и ему полезно освободиться от накопленной информации. Тогда необходимо поделить перегон между КП на отрезки, выбирая наиболее крупные и выделяющиеся ориентиры (опорные) на пути от КП до КП. При этом он должен тормозить на таких ориентирах и восстанавливать мысленно весь путь от предыдущего КП до первого опорного ориентира, от него - до следующего и т. д.

Так выглядит общая схема одной из разновидностей метода восстановления.

Вообще же разновидности этого метода зависят от индивидуальных особенностей спортсмена. Так, ленинградский ориентировщик С. Кузнецов, применяющий в соревнованиях по маркировке метод восстановления, использует форму, которую можно назвать "векторной". Он проходит трассу, восстанавливая свой путь на карте как бы по кускам длиной 150-500 м (в зависимости от насыщенности местности ориентирами). Преодолевая это расстояние, он не глядит в карту и не особенно тщательно разглядывает и запоминает местность, но следит за направлением и удалением от предыдущей точки и отыскивает затем на карте приметный ориентир, на который выводит трасса. Таким образом, в памяти хранится не местность, а "вектор перемещения" спортсмена по трассе. "Векторная" разновидность позволяет отбрасывать часть информации местности и карты, в том числе и почти все мелкую, чем, между прочим, приближается к летнему стилю ориентирования.

Описанные методы ориентирования на маркировке существенно отличаются друг от друга не только.по характеру, действиям спортсмена на трассе, но и по возможному влиянию на конечный результат.

Метод прогнозирования при последовательном и аккуратном применении эффективно страхует спортсмена от больших ошибок на КП и продолжительных остановок на трассе для восстановления пройденного пути. Однако он снижает среднюю скорость непосредственного движения на лыжах. На картах, не очень насыщенных деталями, с крупными, выделяющимися по своему виду и потому легко запоминающимися ориентирами выигрыш за счет уменьшения суммарной ошибки может не скомпенсировать потерю от снижения скорости бега.

Метод восстановления, требующий сравнительно редкого чтения карты, повышает среднюю скорость передвижения по трассе между КП или между опорными ориентирами, но увеличивает возможность ошибки и ее величину. Кроме того, при его использовании может снижаться и средняя скорость вследствие затрат времени на восстановление на промежуточных (опорных) ориентирах и на КП. Все это при достаточно насыщенных картах и сложной местности с большой вероятностью может привести к тому, что выигрыш в скорости будет съеден потерей времени на восстановление и повышенным штрафом за ошибки на КП.

Отметим два обстоятельства, благодаря которым метод прогнозирования принципиально более точен, чем метод восстановления.

Первое. В зимнем лесу из-за снежного покрова, особенно вскоре после снегопада, когда снег лежит на ветках деревьев, а дороги, просеки и тропы еще не раскатаны, ряд ориентиров (канавы, тропы, просеки, старые дороги) так плохо виден, что в большинстве случаев их можно заметить лишь тогда, когда ждешь.

Второе. Карта запоминается лучше местности, потому что мысленный образ карты четок и стабилен, так как формируется при взгляде на одно и то же плоское изображение из одной и той же точки, в отличие от мысленного образа местности, который является неустойчивым отражением многих беглых взглядов на местность под случайными ракурсами, в разных ее местах. В результате "память узнавания" - при сличении видимой местности с ранее сформированной в воображении спортсмена ее моделью, картой, сильнее обратной ей "памяти восстановления" - при сличении карты с расплывчатым образом местности.

Эффективность метода восстановления заметно снижается и на участках трассы с частой и резкой сменой направления лыжни (напомним, что выше, при описании этого метода с помощью рис. 6, не случайно отмечалось, что на отрезке от базовой прямой 1-1 до бугорка трасса не виляла). Действительно, трудно представить, что использует спортсмен в качестве базовой прямой, если лыжня часто поворачивает на пустом месте ("в молоке"): тогда ему, видимо, придется заняться мысленным суммированием и вычитанием углов поворотов, и если их будет много (даже несколько), он почти наверняка сделает ошибку. То же можно сказать и по поводу "вектора перемещения" в модификации метода, используемой С. Кузнецовым.

Итак, описанные методы ориентирования на маркированной трассе имеют свои недостатки и достоинства. Однако рекомендовать лишь один из них на том основании, что он лучше другого, нельзя. Методы эти разные, каждый имеет свое назначение и область использования-в зависимости от характера местности, от насыщенности карты ориентирами и ее читаемости, от индивидуальных свойств спортсмена и задач, стоящих перед ним на данном соревновании. Поэтому ориентировщик уровня кандидата в мастера и выше должен владеть обоими методами и их разновидностями. При определенном уровне физической и технической подготовленности спортсмена его результат в соревновании будет прямо зависеть от того, насколько правильным, т. е. соответствующим трассе и другим конкретным условиям соревнования, окажется выбранное им сочетание различных методов ориентирования.

В связи с этим последним утверждением методы ориентирования можно сравнить с лыжными ходами - двухшажным попеременным и одновременным, с его модификациями - одношажным, бесшажным и др. Ясно, что любой опытный лыжник не проходит трассу одним каким-то лыжным ходом, а стремится к наилучшей комбинации их, в зависимости от скольжения и рельефа. Продолжая это сравнение, можно отметить, что как в лыжах есть основной (базовый) ход - попеременный, так и в ориентировании на маркировке есть основной метод - прогнозирования. Он должен применяться всегда и на всех трассах хотя бы в одном весьма важном случае - при уходе с КП и проверке точности его определения на карте.

Преимущества метода прогнозирования особенно очевидны при системе неограниченного начисления штрафа за ошибку на одном КП, когда единственная небрежность на трассе может обойтись спортсмену дополнительным грузом в 10-15 мин. в его конечном результате. Изменение же системы начисления штрафов за ошибки может привести к переоценке соотношения этих методов в сторону более рискованного метода восстановления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: