Приемы постановщиков трасс

В своем поединке со спортсменами, регламентированном правилами соревнований и устоявшимися требованиями к техническому совершенству трасс, все постановщики, вообще говоря, стремятся сделать одно - сместить в сторону взгляд спортсменов, фиксирующих на карте (или в памяти - на образе карты) встречаемые ими на трассе ориентиры. И именно в ту сторону, где они могут подыскать себе (на карте!) нечто подобное. Достигается такое смещение разными приемами, набор которых на каждой дистанции определяется местностью, а также принципами и почерком постановщика трассы. Опишем некоторые наиболее употребительные из числа таких приемов.

Целая группа приемов основана на склонности спортсменов, бегущих на трассе, застревать взглядом в ближней по ходу движения ситуации из двух или нескольких сходных ориентиров. Используя это свойство психики спортсменов, постановщик трассы тем или иным приемом обводит ближнюю ситуацию и выводит трассу на другую, более удаленную. На рис. 8-10 проиллюстрированы три таких приема, которые понятны и без пояснений, но некоторые комментарии к ним мы все же сделаем.

На рис. 8 показано, как трасса, проходя вначале по просеке на восток от перекрестка двух квартальных просек, делает затем небольшое обманное движение вправо. Обойдя первую поперечную короткую просеку, она выходит на вторую и по ней направляется на север, туда, где эта просека упирается в продолговатую изогнутую поляну, на северном конце которой расположен КП 3. Можно не сомневаться, что некоторые спортсмены не придадут особого значения обманному движению на просеке запад - восток и мысленно выйдут на первую (западную) из двух коротких просек, в конце которой также есть поляна. Правда, полян там две, они примыкают друг к другу, но в целом они представляют нечто продолговатое и изогнутое, и в северном конце этого "нечто" нетрудно вообразить контрольный пункт. За КП 3 на трассе бросающейся в глаза информации нет, поэтому прокол КП 3 в точке У весьма вероятен. В то же время КП 3 стоит вполне корректно, так как информации, его раскрывающей, вполне достаточно как вблизи КП, так и на трассе за ним: форма поляны, которая все же одна, без перемычки посередине, выход трассы с КПЗ на угол вырубки осуществляется почти строго на север.

Рис. 8 Рис. 9

Прием, показанный на рис. 9, состоит в обходе пучка дорог (в данном случае - двух) в стороне от точки, где этот пучок начинается, с выходом на дальнюю ситуацию - к горке с характерным "носиком" в ее северо-западной части. Осуществляется обход с помощью частого петляния лыжни, при котором спортсмены теряют представление об общем направлении трассы и о расстоянии до КП 6 и выводят себя на такую же горку с "носиком", но расположенную гораздо южнее. Информация, позволяющая, несмотря на петляние лыжни, разгадать местоположение КП 7, - ямка перед контрольным пунктом, два бугорка за ним (того и другого нет на ошибочной версии трассы), направление дороги, по которой трасса уходит из района КП 7 на восток, угол подхода этой дороги к большой поляне у озера и наконец взаимное расположение дорог на перекрестке в углу поляны.

Рис. 10 Рис. 11

На рис. 10 показан прием, основанный на плавном и продолжительном изменении направления трассы при прокладке ее на местности с нечеткими ориентирами. При этом у спортсменов вместо истинной общей схемы трассы (она показана жирными точками) создается впечатление более прямого ее направления, что позволяет постановщику трассы подставить на этом прямом направлении параллель и загородить цепочку ориентиров, на которую в действительности выходит трасса.

Для смещения взгляда спортсмена в сторону от цепочки ориентиров, которую он отслеживает по карте, с успехом используется пересечение линейных ориентиров в неудобных для спортсменов точках. Причины такого неудобства могут быть различными: здесь мы приведем лишь один из приемов этой группы - пересечение канав и просек в тупых углах (рис. 11). Основан он на том, что находясь на едва заметном изломе прямых линий (в точке А), спортсмен не в состоянии определить это глазомерно, так как для проверки угла ему пришлось бы поочередно поворачивать голову в обе стороны и держать в памяти одно из направлений при сравнении его с другим. Естественно, в подобном случае нетрудно ошибиться и мысленно вывести трассу, например, в точку Б или В. Последствия такой ошибки вполне очевидны.

Отметим также некоторые не очень корректные, но применяемые иногда приемы этой группы.

Пересечение просек в понижениях местности - ложбинках, впадинах, ямах (прием этот можно применять, только если склоны не очень круты и просеку отчетливо видно).

Пересечение коротких просек и обрывающихся в лесу дорог близко к их концам (некорректность приема состоит в том, что просека или дорога остается как бы за спиной спортсмена, чтобы ее заметить, надо оглянуться).

Следующая группа приемов, призванная размыть уверенность спортсменов при определении своего местонахождения в каждый момент или даже вовсе выбить почву из-под ног и заставить искать себя по всей карте, - приемы запутывающие. К ним относятся следующие уловки постановщиков трасс.

Частое и головоломное пересечение близко расположенных дорог, троп, просек, особенно рядом с их узлами (рис. 12). Перегрузка внимания спортсменов мелкой, но бросающейся в глаза разнообразной информацией - путем прокладки трассы через скопление полянок, бугорков, ям и других заметных небольших ориентиров. Повторение подряд несколько раз ложных заходов на хорошо различимые на карте параллели - для разрушения бдительности спортсменов, настойчиво пользующихся на трассе методом прогнозирования. С той же целью применяется и постановка серии из 3-6 очень простых ("снотворных") контрольных пунктов.

Рис. 12 Рис. 13

"Бухгалтерские" КП, т. е. пункты, определение местонахождения которых построено на аккуратном подсчете числа пересекаемых трассой однотипных ориентиров (чаще всего просек, как показано на рис. 13).

Наконец, группа психологических приемов, основанных на неожиданном воздействии на психику спортсмена, бегущего по трассе ("шоковые" КП). Приемы эти весьма эффективны, и относиться к ним надо особенно серьезно. Вот несколько таких приемов.

Постановка первого КП очень близко от старта (в 100-200 м) и затем сразу за КП 1 еще 1-2 контрольных пунктов. Все это в расчете на спортсменов, долго не справляющихся с предстартовым волнением.

Постановка последнего КП близко к финишу, когда спортсмен, оглушаемый радиоинформацией с финиша, начинает нервничать: "Где же последний КП? Может, я его уже проскочил не заметив?" Ставить КП у финиша можно и в простых местах, лишь бы трасса попетляла там побольше. Наиболее слабонервные спортсмены все равно ошибутся, постановщик трассы может быть спокоен: на него работает близость финиша.

Рис. 14

Постановка КП близко друг от друга, почти на одном небольшом ориентире (с разных его сторон), после длительной отлучки из района предыдущего КП и замысловатого возвращения в него. Особенно, если это делается 2-3 раза подряд - этакими лепестками, как показано на рис. 14. Лепестковый прием очень эффективен в лесу с подлеском, когда спортсмены не видят рядом стоящих КП или, наоборот, видят женские КП, поставленные на других ориентирах, но в той же кучке.

Пересечение трассы "самой себя" и постановка КП вблизи такого пересечения. До тех пор, пока этот прием не распространен, некоторые спортсмены, несомненно будут попадаться на него. Запретов в Правилах соревнований для подобного приема не существует, нет и серьезных соображений против его использования. Есть лишь одно противопоказание - спортсмены могут сбиться с лыжни, так как ее разметка на пересекающихся трассах одинакова (в отличие от часто встречающегося случая пересечения мужской и женской трасс). Однако возражение это легко снимается, если пересечение устраивать в удобном месте (в лесу с подлеском), четкое, под прямым углом, и оповещать о нем спортсменов специальным знаком. В ряде случаев есть возможность устраивать самопересечения трассы незаметно для участников - на разных уровнях (используя мосты через речки или даже, на очень крупных соревнованиях, сооружая специальные мосты, как это делается на трассах лыжных гонок).

Мы описали здесь лишь некоторые приемы постановки трасс, разные по характеру исполнения и воздействию на спортсменов. Безусловно, перечень их можно было бы продолжить. Но не будем пытаться "объять необъятное", укажем лишь общие правила поведения спортсмена на маркированной трассе, позволяющие ему быть менее уязвимым по той или иной группе приемов в противоборстве с постановщиком маркировки.

Приемы, поправленные на мысленный вывод спортсменов на ближнюю параллель (или "параллельную ситуацию"). Противоядие - последовательное использование на трассе метода прогнозирования. При этом необходимо помнить, что искушенный начальник дистанции против искушенного спортсмена может провести и лжеприем, т. е. подставить под взгляд спортсмена обе "параллельные ситуации" на карте, сделать вид (с помощью трассы), что ближнюю ситуацию он обводит, а потом вывести трассу все же на... ближнюю ситуацию.

Пересечение линейных ориентиров в неудобных точках. Для успешного противодействия приемам этой группы надо, во-первых, знать набор таких точек (он не столь уж и большой), во-вторых, ждать их на трассе, а заметив на карте, проверять себя по другим ориентирам с помощью того же метода прогнозирования.

Запутывающие приемы. Обнаруживаются, когда спортсмен замечает, что в переплетении линейных ориентиров или в гуще разной мелочи лыжня начинает сильно петлять. Противодействовать такому "задурманиванию" головы трудно: спортсмен не знает, хочет ли постановщик трассы просто запутать его и увести в другой район, чтобы лишить четкого представления о точке входа в этот новый район, или подготавливает КП, который поблизости и поставит.

Спортсмен, таким образом, стоит перед трудным выбором - сбавить скорость, тщательно вычитывая карту и прогнозируя трассу, или бежать дальше, не сбавляя скорости, пытаясь лишь в общих чертах определить место выхода из лабиринта линейных (или мелких) ориентиров. Правильно сделать такой выбор можно, лишь потратив некоторое время на обзор карты в районе петляния в целом и оценив, опасен ли район с точки зрения трудности расшифровки возможных КП задними привязками. И если район не очень спасен, можно двигаться по трассе, не снижая скорости, лишь выбрав на карте некую центральную точку района и стараясь все время мысленно ощутить свое местонахождение относительно нее (на рис. 12, которым иллюстрировался этот прием, центральной точкой может служить Г-образный перекресток просек).

"Бухгалтерские" КП. Если местность в их районе не содержит других четких ориентиров, делающих ненужной "бухгалтерию", ничего не поделаешь - надо считать. Можно лишь заметить, что "бухгалтерские" КП встречаются на современных маркировках все реже - спортсмены не очень-то уважают постановщиков трасс, которые заставляют их на дистанции загибать пальцы. Особенно на двух руках.

"Шоковые" КП. Конечно, неожиданности на то и неожиданности, чтобы сваливаться на голову спортсмена в самый неподходящий момент. Поэтому можно дать лишь самый общий совет - готовиться к любым неожиданностям в соревнованиях и соответствующим образом настраивать себя перед стартом. Что касается неожиданностей, которые вполне можно ожидать (о них уже было сказано выше), то, чтобы предвидеть их, спортсмены должны серьезно знакомиться с разными маркировками, в том числе и с теми, на которых сами не выступали, обмениваясь мнениями (с картами в руках) с товарищами по сборам, беседуя с постановщиками трасс, изучая по прежним трассам почерк постановщиков, которые будут ставить трассы на предстоящих (особенно ответственных) соревнованиях сезона. Серьезный ориентировщик, тем более специализирующийся на маркировке, должен быть эрудитом в своей тактической подготовке, если хочет выступать на высоком уровне стабильно. Как и квалифицированному шахматисту, ему необходимо знать все стандартные "дебюты", "миттельшпили" и "эндшпили". А также помнить и творчески усвоить как можно больше партий - "сыгранных" трасс, им самим и другими спортсменами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: