Подготовительный период

Весенне-летний этап

Базовая подготовка (апрель - июнь)

Цель - общая техническая подготовка, закрепление навыков быстрого чтения и запоминания карты; отдых от специфического зимнего стиля ориентирования. Средства - индивидуальные тренировки на местности (лесные) и в помещении (домашние).

Лесные тренировки:
бег по тренировочным трассам заданного направления с преимущественным движением по линейным ориентирам и с прогнозированием встречающихся объектов местности;
длительные кроссы без карты (в солнечную погоду и без компаса) по незнакомой местности с запоминанием своего маршрута и схематичной зарисовкой его по частям (во время бега) и целиком (после тренировки);
азимутный ломаный (по форме маршрута) бег на полигоне с использованием ручного планшета летней конструкции и отработкой метода прогнозирования (маршрут может быть намечен на Карте или импровизироваться в процессе тренировки);
участие в соревнованиях;
рисовка (корректировка) карт;
тренировка глазомера (определение расстояния до различных предметов на глаз).

Домашние тренировки:
анализ карт и трасс прошедшего сезона, анализ ошибок (своих и других спортсменов);
планирование маркировок на различных по характеру картах, мысленное прохождение таких же теоретических трасс, поставленных другими спортсменами;
диктанты.

Диктант - упражнение коллективное, требующее для своего выполнения по крайней мере двух человек (возможны и индивидуальные диктанты - при использовании магнитофонной записи). Применяется это упражнение обычно в работе с начинающими ориентировщиками (в детских спортивных школах), но полезно и опытным спортсменам. Суть его состоит в том, что один спортсмен или тренер, прослеживая карандашом заранее нанесенную на карту трассу, перечисляет вслух ориентиры и КП, встречающиеся на ней. Участвующие в диктанте спортсмены следят с карандашом за называемыми ориентирами по своим чистым картам и делают пометки в точках КП - там, где, по их представлениям, они указаны словами ведущим. После финиша ведущий демонстрирует истинное местоположение КП, каждый участник анализирует свои результаты и подсчитывает штраф.

Если тренировка проводится без тренера, ведущие диктант меняются по очереди. При выполнении упражнения важно, чтобы ведущий выбрал подходящий темп диктовки (не очень быстро, но и не засиживаясь подолгу на отдельных ориентирах). В процессе словесного отслеживания трассы он может умышленно пропускать отдельные ориентиры, имитируя обстановку реальных соревнований, где спортсмены нередко проскакивают дороги, просеки и другие "линейки". В последнем случае ведущий для восстановления спортсменов должен время от времени называть направление, в котором идет трасса, и характерные черты встречаемых ориентиров.

Дополним это пояснение фрагментом диктанта по трассе, приведенной на цветной карте К1. Начнем сразу после КП1.

Движемся на юг, пересекаем наискось длинную поляну с отростком и за ней после плавного поворота идем на юго-восток... Выходим на дорогу... по дороге спускаемся в овраг, в западную часть поляны... поворачиваем налево и поднимаемся вдоль отрожка на склон... Касаемся правым боком одной или двух промоин... затем делаем плавную дугу к просеке север - юг... Поворачиваем на юго-запад... пересекаем овраг. Наверху - КП2 на перекрестке дорог...

Идем по левой дороге на юго-восток... сходим с нее в направлении на юго-запад, петляем по лесу... Выходим на дорогу и по ней продолжаем движение на юго-восток... Справа нам показывают вершину оврага... Затем дорогу пересекают две просеки... От второй из них сворачиваем почти на запад... Слегка петляем, пересекая просеки, и - КП 3 в вершине лощины... Поворачиваем на северо-запад и, сделав петлю по гребню между оврагами, спускаемся к устью левого из них... поднимаемся на его противоположный склон, касаемся микрополянки... и т. д.

Как видим, в этом фрагменте содержится достаточно мелких пробелов, чтобы можно было ошибочно наметить КП 2 или КП 3 на соседнем перекрестке дорог или в соседней лощинке, но и достаточно информации, чтобы этого не сделать.

Специальная подготовка на весенне-летнем этапе и до снега на осенне-зимнем (август-октябрь)

Цель - развитие специальных качеств, необходимых для выступления в соревнованиях на маркировке; восстановление зимнего стиля ориентирования и психологическая подготовка к маркировке. Средства - специальные упражнения на местности, индивидуальные и групповые; домашние занятия по отработке отдельных навыков ориентирования на маркировке и по проникновению в психологию постановщиков маркированных трасс. Контрольные соревнования на пешей маркировке и на лыжероллерах. Упражнения на местности выполняются с нагрудными планшетами летней конструкции.

Приведем, прежде всего, индивидуальные технические упражнения.

Упражнения для выработки автоматизма в выполнении элементарных действий при ориентировании на маркировке:
бег по лесу с частой сменой направления и непрерывным слежением по линейным ориентирам за положением планшета;
периодическая отметка на четких ориентирах своего местонахождения рабочим карандашом на карте;
нанесение на карту четких точек КП, обводка их кружком, проверка и прокол с пометкой крестом (другим карандашом, не рабочим) на очередном четком КП, т. е. имитация действий спортсмена на трассе маркировки;
многократные резкие и произвольные развороты планшета, поиск на карте своего местонахождения и точки предыдущего КП.

Отработка навыков прогнозирования трассы. Бег по линейным ориентирам и негустому лесу с частой (через 200-300 м) сменой направления, с осмотром карты и запоминанием по ней ожидаемого участка местности (на глубину 150-400 м, в зависимости от насыщенности карты) через 10-20 м после смены направления.

Развитие чувства перемещения в пространстве. Бег по лесу с перевернутой картой, с использованием компаса, извилистыми и произвольными отрезками длиной 200-1000 м, начиная от четких опорных точек. В конце каждого отрезка определение направления и расстояния своего перемещения от соответствующей опорной точки различными способами: постоянной зарисовкой на чистом листе бумаги маршрута, мысленным (интуитивным) отсчетом направления и расстояния от опорной точки ("вектора перемещения"). Проверка по карте своего определения в конце каждого отрезка.

Длительные кроссы без карты, но с компасом по незнакомой местности с несколькими петлями (пересечениями) на маршруте. Мысленное воссоздание маршрута и прогнозирование пересечений, а также проверка прогнозов (например, на дорогах, где остаются следы).

Все индивидуальные упражнения этапа специальной подготовки выполняются в разном темпе. В начале этапа - на медленном бегу, затем, во время темпового бега, и на ускорениях.

Теперь опишем некоторые групповые технические упражнения (выполняются в паре или группой по 3-5 человек).

Бег с прогнозированием трассы. Спортсмены лидируют по очереди (по 5-10 мин.). Очередной ведущий после ознакомления с картой намечает нитку маршрута с достаточно большим количеством резких поворотов и начинает бег. После каждого поворота или через 200-300 м бега по прямой он спрашивает: "Что впереди?" При тренировке в паре отвечает ведомый, при тренировке группой - спортсмен, следующий непосредственно за ведущим, остальные отвечают мысленно. Упражнение можно проводить и на знакомой местности.

Бег длинными (500-1000 м) извилистыми отрезками с запоминанием маршрута или направления и расстояния от опорной точки. При движении картой пользуется лишь ведущий; у его напарника или у всех остальных спортсменов в группе карта перевернута. В конце каждого отрезка по сигналу ведущего все спортсмены зарисовывают свой маршрут (или откладывают в предполагаемом направлении свое удаление от опорной точки) и вблизи его окончания разыскивают на карте точку своего местонахождения. Потом ведущий показывает истинную точку. Для усложнения задачи ведущий старается закончить отрезок в гуще мелких ориентиров.

Осмотр и запоминание района КП. Все тренирующиеся совместно спортсмены, кроме ведущего, бегут по местности без карты. Ведущий заводит группу на четкую точку с хорошим обзором и наличием в зоне видимости нескольких четких ориентиров. По команде "КП!" спортсмены должны в течение непродолжительного времени (например, 15 сек.) осмотреть окрестность и постараться запомнить ее. Затем по сигналу ведущего группа убегает от КП на достаточное удаление, и каждый на листе бумаги делает по памяти схему-зарисовку местности вокруг КП. Ведущий затем показывает район КП на карте.

Длительные кроссы по незнакомой местности без карты, с попеременным лидированием (отрезками по 2-3 км). Зарисовка каждым спортсменом очередного отрезка по памяти на короткой остановке при смене лидера. Сопоставление и обсуждение всех зарисовок после тренировки.

Импровизированная маркировка. Групповой бег по незнакомой или малознакомой местности. В процессе бега постановка КП поочередно каждым спортсменом на выделенном ему предварительно участке карты. Постановка КП условная, по сигналу ведущего ("КП!"), а также экспромтом - без предварительного ознакомления с местностью и маршрутом. Прокол КП осуществляется по Правилам соревнований, а отметка - карандашами ведущего. В конце тренировки - проверка карт и определение штрафа.

Оперативно подготовленная маркировка. Карта намеченного района тренировки разрезается на несколько кусков ("лепестком, т. е. примерно от центра в разные стороны) - по числу спортсменов, участвующих в тренировке. Перед началом тренировки каждый спортсмен выходит со своим куском карты на местность и намечает на нем петлю трассы длиной 1,5-2 км с несколькими КП (если тренирующихся 5-6 человек, т. е. общая длина всех петель должна быть 8-10 км). Прокладывая свою петлю, он может делать разметку там, где есть опасность сбиться с нитки трассы. В установленное время спортсмены собираются в месте старта, затем каждый по очереди проводит группу по своей петле. Проколы делаются, как на настоящей маркировке (на следующем КП), а отметка - карандашами ведущего.

Тренировки с картой на лыжероллерах на этапе специальной подготовки. Упражнения:
движение по тренировочному кругу (по асфальтовой дорожке) с чтением различных карт (с оттисками на них тренировочного круга в масштабе карт);
длительные (до 20-30 км) тренировки в незнакомой местности на лыжероллерах с надувными колесами;
короткие тренировочные подготовленные маркировки при наличии хороших дорог и троп (в парках).

Индивидуальные домашние упражнения:
отработка навыка прогнозирования трассы - нанесение на карту произвольной извилистой нитки и мысленное прохождение с прогнозированием местности по карте на поворотах трассы или через определенные отрезки на длинных прямых участках;
отработка запоминания местности путем медленного прохождения отрезка трассы карандашом, отвлечения от карты на 5-10 сек. и зарисовки отрезка по нитке (самой нитки, а также встречающихся на ней и боковых ориентиров);
планирование маркировок на различных картах и мысленное прохождение трасс, поставленных другими спортсменами.

Групповые домашние упражнения:
диктанты с имитацией соревнования на маркировке (диктант в равномерном темпе в течение 3 мин. по секундомеру с 10-15 КП, наколы КП и оценка общего штрафа;
планирование логичных трасс (т. е. с постановкой КП на "параллельных ситуациях") и угадывание этих КП другими спортсменами;
комнатные соревнования по угадыванию КП на реальных, (т. е. состоявшихся в прошлом) маркировках;критерий - число угаданных КП или суммарное отклонение в миллиметрах от истинных точек КП.

В середине фазы специальной тренировки на бесснежном этапе подготовительного периода следует планировать 1-2 контрольных соревнования. Первое из них, основное, надо провести в пешем варианте, как настоящую зимнюю маркировку - с нагрудными летними планшетами, с подбором легкопроходимой местности, четкой разметкой по всей трассе, достаточно сложной постановкой КП. Цель соревнования - окончательная настройка на зимнюю маркировку, выявление недостатков технической подготовки на начальных этапах подготовительного периода. Второе соревнование можно провести на лыжероллерах в парке. При этом, как и во всех тренировках на лыжероллерах, могут использоваться зимние планшеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: