Перспективы развития заданного направления на лыжах

Как и ранее для маркировки, заглядывая в будущее заданного, начнем с его истории.

Возраст спортивного ориентирования на лыжах в заданном направлении следует отсчитывать, видимо, с 13 марта 1904 г., когда в Финляндии состоялись первые официальные (документированные) соревнования - четырехэтапная эстафета. Таким образом, зимнее ориентирование моложе летнего на 7 лет. Примерно с такой же разницей во времени состоялись и первые чемпионаты мира: в летнем ориентировании - 1966 г., Финляндия, в зимнем - 1975 г., также Финляндия. Запоздалое признание и не очень бурное развитие лыжного ориентирования вполне закономерно. Для развития летнего ориентирования в мире в целом, даже в северных странах, действительно больше условий.

Но это не значит, что зимнее заданное не имеет перспектив. Как раз в последние годы появились новые возможности для его дальнейшего прогресса, в том числе и в нашей стране. Речь прежде всего идет о "машинизации" зимнего заданного с появлением снегоходов-мотонарт для прокладки лыжней и тяжелых ретраков для прокладки лыжной дорожки в две лыжни. Ретраки для ориентирования, пожалуй, еще не нужны, а вот небольшой парк снегоходов "Буран" в распоряжении федерации ориентирования города или области мог бы позволить в течение сезона провести 5-10 соревнований не только в районах массового катания.

Проблема подготовки трасс для заданного, причем подготовки в нужную минуту, невзирая на погодные условия, решалась также путем разных хитростей, на которые пускались организаторы соревнований, чтобы спасать заданное в те времена, когда машин еще не было.

Машины и хитрости - вот направления развития заданного и две его опоры в будущем. С машинами все ясно - они нужны, и чем больше (в пределах пяти на очень крупных соревнованиях), тем лучше. Ясно также и то, что, сколько бы машин ни было в одном месте (городе, федерации), их всегда будет не хватать в каком-нибудь другом, там, где лыжное ориентирование только начинает развиваться и особенно требует поддержки. Поэтому далее мы будем говорить лишь о хитростях.

Перспективный путь смягчения одного из главных недостатков зимнего заданного, связанного с большими затратами труда и времени на подготовку карт и трасс, заключается в сокращении площади, используемой для соревнований. Есть по крайней мере три возможности такого сокращения.

1. Устройство на одной карте 2-3 кругов мужской трассы и 1-4 женской. При этом для мужской трассы могут быть использованы круги женские. Чтобы спортсмены не проходили заранее через КП, которые у них где-то дальше на трассе, на карту наносятся КП только данного круга и на каждом промежуточном финише производится смена карты. Как некоторая разновидность этой двухкруговой организации старта может использоваться и такая, когда нечетные номера стартуют по одному кругу (например, А), а четные одновременно с ними - по другому (Б). Затем спортсмены меняются кругами. Этим достигается не только более полное использование карты и местности, но и более выравненные условия для стартующих в числе первых и в числе последних. Кроме того, соревнования становятся зрелищнее, ибо при смене кругов спортсмены проходят через стартовую поляну.

2. Плотная планировка трассы - такая, при которой трасса использует максимальное количество дорог на карте и сама себя несколько раз пересекает, но так, чтобы спортсменам было невыгодно заходить по пути на другие КП. В этом случае все КП наносятся на одну карту.

3. Устройство наряду с обычными, длинными, и коротких (6- 10 км у мужчин и 3-6 км у женщин) скоростных трасс на летних картах, т. е. проведение соревнований на трассах спринт-заданного по аналогии со спринт-маркировкой. Естественно, что для такой разновидности заданного нужны районы с большой насыщенностью лыжнями, чтобы на отрезках 500-700 м между КП было несколько вариантов путей. Подобные районы, правда в основном равнинные, есть в парковой зоне вблизи каждого большого города и даже в его черте.

Многократное использование карт для заданного, в том числе в одном сезоне, - еще одно направление увеличения числа стартов. Надо заметить, что всякое повторное использование карты, в общем-то, снижает качество соревнований, поскольку на местности, знакомой спортсменам, ориентироваться проще. Кроме того, если в предыдущих соревнованиях на данной местности не все спортсмены принимали участие, то нарушается принцип спортивной справедливости. Однако все это по сравнению с другими видами ориентирования мало относится к зимнему заданному. Здесь ведь нет ни поиска КП, ни работы с картой на каждом шагу трассы, не так важна и характеристика проходимости местности. На лыжнях же она примерно одинакова (во всяком случае, такая, как отражено на карте), а что находится в стороне от лыжни, никого особенно не волнует.

В заданном все сложности и все задачи определяет сеть дорог совместно с рельефом. Достаточно поменять эту сеть или, что почти то же самое, передвинуть точки КП и точки старта-финиша, как все станет новым. А на местности равнинной и насыщенной дорогами-лыжнями, чтобы радикально обновить трассу, можно даже и не переставлять ни КП, ни старты-финиши. Стоит лишь на каждом отрезке между КП длиной 1-2 км накатать и нанести на карту 3- 4 короткие (в среднем по 300 м) перемычки между лыжнями, и вся сеть дорог заиграет по-другому.

Еще одно направление облегчения организации соревнований - простые карты. Точнее, специальные зимние карты, на которые не наносится то, что зимой не видно с лыжни и потому нельзя использовать. Вся мелочь в больших треугольниках и квадратах между дорогами и лыжнями, особенно в труднопроходимом лесу: поляны бугры, камни, ямы, скалы, т. е. то, что требует особенно много времени для точного воспроизведения на карте, но совершенно не нужно в зимнем заданном. Да и вдоль лыжни на карту можно наносить объекты покрупнее, чем летом, особенно если учесть, что после хорошего снегопада половина мелочей исчезает.

Наконец, две-три хитрости организационного характера.

Первая касается проведения соревнований в районе массового катания после того, как оно закончится и лыжники-туристы, накатав лыжни (что особенно важно, если в предыдущие дни были снегопады), разойдутся по домам. О проведении соревнований в таком районе в понедельник мы уже говорили. Но можно и не ждать целую ночь, в течение которой один хороший снегопад может все испортить, а начать соревнования по свежим следам туристов: в феврале - в воскресенье в 3 часа дня, в марте же - даже в 4 часа. Особенно если провести его с групповым или общим стартом.

Район для зимнего заданного накатать лыжнями ориентировщики могут и сами. Для этого следует намечать соревнования на третий день какого-либо крупного чемпионата, а в два предыдущих в этом районе, на соседних картах, проводить обычную маркировку. Если планирование маркированных трасс подчинить отчасти предстоящему заданному (т. е. побольше проводить их по дорогам, тропам), а также если на маркировке есть несколько возрастных стартовых групп, то можно покрыть район такой сеткой лыжней, что перед заданным останется лишь слегка подправить ее лыжнями-перемычками.

Приведенные выше идеи могут быть умножены. Кроме того, можно предположить, что поклонники зимнего заданного, и особенно изобретательные эстонцы и ленинградцы, которые среди этих поклонников явно лидируют как по своему пристрастию к соревнованиям в заданном, так и по общему уровню их организации, в ближайшие годы придумают что-нибудь еще. И добавят этому виду ориентирования плодотворной конкурентоспособности в его споре за сердца спортсменов с быстро прогрессирующей маркировкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: