Художественный мир русской литературы XX века

Введение

Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов, связь с общественно-политиче­скими процессами в России.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

«Новый» взгляд на литературу и ее функции, переоценка культурно-философских ориентиров и традиционных для классической литературы ценностей. Многообразие литера­турных течений и направлений.

Художественный мир русской прозы начала XX века

Развитие реализма на рубеже веков. Продолжение и пе­реосмысление традиций реализма XIX века в творчестве рус­ских писателей. Неоромантические тенденции в русской прозе (на основе повторения и обобщения ранее изучен­ного).

А. П. Чехов. «Студент», «И о н ы ч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (для обязательного изучения).

«Попрыгунья», «Душечка», «Крыжовник», «О л ю б в и», «Дом с мезонино м», «Невест а» (по выбору).

Проблема человеческого счастья в рассказах. Вопрос о назначении человека. Особенности поэтики.

И. А. Бунин. «Антоновские яблок и», «Легкое дыхание», «Господин из С а н-Ф р а н ц и с к о». Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Соотношение национального, социального и общечеловече­ского в рассказах. Чувство исторической памяти и неизбеж­ная «печаль времени».

Синтез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями, например: «Оди­ночество», «Не видно птиц, покорно чахнет...», «Вечер»,

«Собака» и др.), «живопись» словом, открытый лиризм, подтекст.

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Трагиче­ская история любви и ее авторская оценка. Интерпретация образа «маленького человека». Система художественных образов повести.

М. Горький. «Старуха И з е р г и л ь». Романтизм ран­них рассказов (повторение). Система художественных обра­зов. Своеобразие композиции как воплощение писательско­го замысла.

Советы библиотеки.

Л. Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех», «Иуда Искариот».

Ф. К. Сологуб. «Мелкий бес».

А. И. Куприн. «Поединок», «Олеся».

М. Горький. «По Руси» (сборник).

И. С. Шмелев. «Человек из ресторана».

Юмористические рассказы Саши Черного, А. Аверченко, Н. Тэффи.

Творческий практикум.

Интерпретация самостоятельно прочитанного произ­ведения.

Художественный мир русской драматургии начала XX века

Новаторство драматургии начала века: эпическое начало драмы, «децентрализация» системы персонажей, «бессюжет­ность» пьес, перенесение событий за пределы драматическо­го действия, отсутствие борьбы-интриги, философское зву­чание пьес, синкретичность жанровой формы.

А. П. Чехов. «Вишневый с а д». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лири-ко-психологический подтекст. Интерпретация темы раз­рушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назна­чения человека, его творческой преобразующей деятельнос­ти. Символические образы.

М. Горький. «На д не». Философско-этическая пробле­матика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Спор о чело­веке, его предназначении и судьбе. Система персонажей пьесы. Авторская позиция и способы ее реализации.

Советы библиотеки.

А. П. Чехов. «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня».

М. Горький. «Дачники».

Л. Н. Андреев. «Жизнь человека».

Творческий практикум. Рецензия на спекталь.

Художественный мир русской поэзии начала XX века

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модерниз­ма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

Символизм. Философские основы и эстетические прин­ципы, их воплощение в творчестве поэтов-символистов.

В. Я. Брюсов. «Кинжал», «Т в о р ч е с т в о», «К счаст­ливым», «Весной», «Конь блед»; К. Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Ангелы опальные»; В.С.Соловьев. «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею поло­не н н ы й...»; И. Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Пе-т е р б у р г» (два-три стихотворения двух авторов по выбору).

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (изцикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (для обязательного изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о ел а в е...», «Русь», «Пушкинскому Дому» (по выбору).

Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Тема родины и своеобразие ее воп­лощения.

«Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика. Сюжетная основа и фило­софская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

Акмеизм и его эстетические задачи. «Тоска по мировой культуре» и ее воплощение в поэтическом творчестве Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама.

Н. С. Гумилев. «Н е в о л ь н и ч ь я», «Ж и р а ф», «О с-лепительное», «Заблудившийся трамвай», «М ужи к», «Слов о»; А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смуглый отрок бродил по алле­ям...», «Ты письмо мое, милый, не ком кай...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Сколько просьб у любимой всегда...»; О. Э. Мандельштам. «]Чо1ге О а те», «Отчего душа так певуча...», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса...», «Адми­ралтейство», «ЗПепНит» (два-три стихотворения каждого автора по выбору).

Судьба поэтов-акмеистов и раздумья о ней.

Н. С. Гумилев. «Мои читатели»; А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»; О. Э. Ман­дельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Футуризм и его основополагающие эстетические прин­ципы.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послу­шайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (для обязательного изучения).

«Надоело», «Дешевая распродажа», «Сер­гею Есенину», «Татьяне Яковлевой» (по выбору).

Маяковский и футуризм. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немыс­лимой любви», сплав личного и социального в лирике. Ос­новные темы и мотивы лирики.

Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство.

«Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Образ лирического героя и его возлюбленной. Новаторство поэмы.

Новаторский характер поэзии Маяковского.

Советы библиотеки.

И. Северянин. «Интродукция», «Эгополонез», «В блест­кой тьме...».

В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись гу­бы...», «Свобода приходит нагая...».

Творческий практикум. Сочинение о поэзии серебряного века.

Поэты «вне групп»: М. И. Цветаева, М. А. Волошин. М. И. Цветаева. «М оим стихам, написанным так р а н о...», «С т и х и к Блоку» («Имя твое — птица в

руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Своеобразие художественной манеры. Основ­ные темы и мотивы.

Имажинизм. Эстетические принципы. Имажинисты и «крестьянские поэты».

С. А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу..», «Письмо мате­ри», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Русь советская» (для обяза­тельного изучения).

«Русь», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Неска­занное, синее, нежное...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...» (повыбору).

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафо­ричность и образность поэтического языка.

Советы библиотеки.

С. А. Есенин. «Анна Снегина», «Черный человек».

Н. А. Клюев. «Вы обещали нам сады...», «Рождество избы».

Творческий практикум.

Интерпретация самостоятельно прочитанного сти­хотворения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: