Введение
Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов, связь с общественно-политическими процессами в России.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
«Новый» взгляд на литературу и ее функции, переоценка культурно-философских ориентиров и традиционных для классической литературы ценностей. Многообразие литературных течений и направлений.
Художественный мир русской прозы начала XX века
Развитие реализма на рубеже веков. Продолжение и переосмысление традиций реализма XIX века в творчестве русских писателей. Неоромантические тенденции в русской прозе (на основе повторения и обобщения ранее изученного).
А. П. Чехов. «Студент», «И о н ы ч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (для обязательного изучения).
«Попрыгунья», «Душечка», «Крыжовник», «О л ю б в и», «Дом с мезонино м», «Невест а» (по выбору).
Проблема человеческого счастья в рассказах. Вопрос о назначении человека. Особенности поэтики.
И. А. Бунин. «Антоновские яблок и», «Легкое дыхание», «Господин из С а н-Ф р а н ц и с к о». Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказах. Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени».
|
|
Синтез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями, например: «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет...», «Вечер»,
«Собака» и др.), «живопись» словом, открытый лиризм, подтекст.
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Трагическая история любви и ее авторская оценка. Интерпретация образа «маленького человека». Система художественных образов повести.
М. Горький. «Старуха И з е р г и л ь». Романтизм ранних рассказов (повторение). Система художественных образов. Своеобразие композиции как воплощение писательского замысла.
Советы библиотеки.
Л. Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех», «Иуда Искариот».
Ф. К. Сологуб. «Мелкий бес».
А. И. Куприн. «Поединок», «Олеся».
М. Горький. «По Руси» (сборник).
И. С. Шмелев. «Человек из ресторана».
Юмористические рассказы Саши Черного, А. Аверченко, Н. Тэффи.
Творческий практикум.
Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения.
Художественный мир русской драматургии начала XX века
Новаторство драматургии начала века: эпическое начало драмы, «децентрализация» системы персонажей, «бессюжетность» пьес, перенесение событий за пределы драматического действия, отсутствие борьбы-интриги, философское звучание пьес, синкретичность жанровой формы.
|
|
А. П. Чехов. «Вишневый с а д». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лири-ко-психологический подтекст. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы.
М. Горький. «На д не». Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Спор о человеке, его предназначении и судьбе. Система персонажей пьесы. Авторская позиция и способы ее реализации.
Советы библиотеки.
А. П. Чехов. «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня».
М. Горький. «Дачники».
Л. Н. Андреев. «Жизнь человека».
Творческий практикум. Рецензия на спекталь.
Художественный мир русской поэзии начала XX века
Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».
Символизм. Философские основы и эстетические принципы, их воплощение в творчестве поэтов-символистов.
В. Я. Брюсов. «Кинжал», «Т в о р ч е с т в о», «К счастливым», «Весной», «Конь блед»; К. Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Ангелы опальные»; В.С.Соловьев. «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею полоне н н ы й...»; И. Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Пе-т е р б у р г» (два-три стихотворения двух авторов по выбору).
А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (изцикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (для обязательного изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о ел а в е...», «Русь», «Пушкинскому Дому» (по выбору).
Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Тема родины и своеобразие ее воплощения.
«Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика. Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.
Акмеизм и его эстетические задачи. «Тоска по мировой культуре» и ее воплощение в поэтическом творчестве Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама.
Н. С. Гумилев. «Н е в о л ь н и ч ь я», «Ж и р а ф», «О с-лепительное», «Заблудившийся трамвай», «М ужи к», «Слов о»; А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Ты письмо мое, милый, не ком кай...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Сколько просьб у любимой всегда...»; О. Э. Мандельштам. «]Чо1ге О а те», «Отчего душа так певуча...», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса...», «Адмиралтейство», «ЗПепНит» (два-три стихотворения каждого автора по выбору).
Судьба поэтов-акмеистов и раздумья о ней.
Н. С. Гумилев. «Мои читатели»; А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»; О. Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Футуризм и его основополагающие эстетические принципы.
В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (для обязательного изучения).
«Надоело», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Татьяне Яковлевой» (по выбору).
Маяковский и футуризм. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немыслимой любви», сплав личного и социального в лирике. Основные темы и мотивы лирики.
Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство.
«Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Образ лирического героя и его возлюбленной. Новаторство поэмы.
Новаторский характер поэзии Маяковского.
Советы библиотеки.
И. Северянин. «Интродукция», «Эгополонез», «В блесткой тьме...».
|
|
В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Свобода приходит нагая...».
Творческий практикум. Сочинение о поэзии серебряного века.
Поэты «вне групп»: М. И. Цветаева, М. А. Волошин. М. И. Цветаева. «М оим стихам, написанным так р а н о...», «С т и х и к Блоку» («Имя твое — птица в
руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Своеобразие художественной манеры. Основные темы и мотивы.
Имажинизм. Эстетические принципы. Имажинисты и «крестьянские поэты».
С. А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу..», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Русь советская» (для обязательного изучения).
«Русь», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Несказанное, синее, нежное...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...» (повыбору).
Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка.
Советы библиотеки.
С. А. Есенин. «Анна Снегина», «Черный человек».
Н. А. Клюев. «Вы обещали нам сады...», «Рождество избы».
Творческий практикум.
Интерпретация самостоятельно прочитанного стихотворения.