Автор — образ — читатель

А.А.Ахматова. «Заплаканная осень, как вдо­ва...», «Мне ни к чему одические рати...», «Приморский сонет», «Мужество», «Родная з е м л я», «С е в е р н ы е элегии». Тема памяти и судьбы в творчестве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и традиции русской классической лирики.

«Реквием». Эпическое и лирическое начало в произве­дении, сложность жанровой формы, трагедийный пафос, идея преодоления смерти и ее поэтическое воплощение. Своеобра­зие лирической героини.

Б. Л. Пастернак. Лирика: «Ф евраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (для обязательного изучения).

«На ранних поездах», «Август», «Ночь», «Быть знаменитым некрасиво...», «Рождест­венская звезда» (повыбору).

Мир природы и мир человека и их воплощение в лирике. Принадлежность человека времени и вечности.

«Доктор Живаго» как лирический роман (обзорное изучение). Равновеликость истории и судьбы человека. Лю­бовь как высшая ценность бытия. Основные художествен­ные образы.

А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей ви­ны...», «Памяти матери», «Вся суть в одном -

единственном завете...». Тема войны в лирике. Об­раз лирического героя.

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисо­вича». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и его герои.

«Лагерная» тема в литературе. В. Т. Шаламов. «Ко­лымские рассказы» (два рассказа по выбору). Общее и особенное в раскрытии «лагерной» темы.

Советы библиотеки.

А. Т. Твардовский. «За далью — даль», «По праву памя­ти», «Теркин на том свете».

А. А. Ахматова. «Поэма без героя». В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы». А. И. Солженицын. «В круге первом». Г. В. Владимов. «Верный Руслан». А. В. Жигулин. «Черные камни».

Творческий практикум. Семинар-диспут.

МИФ — ФОЛЬКЛОР — ЛИТЕРАТУРА

(проза второй половины XX века)

Ч. Т. Айтматов. «Пегий пес, бегущий краем мо-р я». Человек и природа в художественном мире произведения. Композиция, система художественных образов. Тема памяти.

В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Тема памяти и ее художественное воплощение на страницах повес­ти. Нравственное начало в образах героев. Автор и его герои.

В. М. Шукшин. «До третьих петухов». Фольклорные основы сказки, ее нравственная и социальная проблематика.

МИР И ЧЕЛОВЕК

(лирика и драматургия второй половины XX века)

Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников А. Воз­несенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной (произведения по выбору).

Мир русской деревни и картины родной природы в изобра­жении Н. Рубцова, В. Солоухина (произведения по выбору).

Рождение авторской песни. Жанровое многообразие ли­рики В. Высоцкого. Б. Окуджавы, Ю. Визбора и др. (стихо­творения по выбору).

Драматургия второй половины XX века: основная тема­тика и имена (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Ро­зов, М. Рощин, Г. Горин).

А. В. Вампилов. «Утиная охота»: проблематика, основ­ной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в сис­теме художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы.

И. А. Бродский. Лирика (стихотворения по выбору): ро­мантический мир («На твоих часах не только ход, но тишь...»); автобиографические мотивы («Как тюрем-ный засов...», «К северному краю»). Темы изгнанничества, одиночества, вечной разлуки. Осо­бенности стиха.

Советы библиотеки. В. П. Астафьев. «Прокляты и убиты». В. В. Быков. «Сотников».

Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей». А. А. Ким. «Отец-лес».

Ч. Т. Айтматов. «Облако Чингиз-хана», «И дольше века длится день».

В. М. Шукшин. «Я пришел дать вам волю», рассказы.

Ю. В. Трифонов. «Обмен», «Старик».

В. С. Высоцкий. «Нерв» (сборник).

Л. Е. Улицкая. «Медея и ее дети».

В. А. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека».

Творческий практикум. Рекомендации для чтения моему ровеснику.

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА

(общий обзор и самостоятельный анализ одного-двух произведений)

Литературные итоги XX века: основные имена и направления. Постмодернизм в прозе. Многообразие поэти­ческих течений. Специфика чтения постмодернистских текстов.

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведения.

Советы библиотеки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(общий обзор и самостоятельный анализ двух-трех произведений по выбору)

Западноевропейская и американская литература XX ве­ка: основные тенденции развития и «культовые» имена.

Б. Шоу. «Пигмалион».

Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

Дж. Оруэлл. «1984».

Э. М. Ремарк. «Три товарища», «Триумфальная арка».

Ф. Кафка. «Превращение».

К. Воннегут. «Завтрак для чемпионов».

Г. Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

С. Кинг. «Мертвая зона».

У. Эко. «Имя розы».

Творческий практикум.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение современной зарубежной литературы.

Советы библиотеки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

(чтение и обсуждение произведений двух-трех авторов)

Понятие о национальной литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние литератур народов России. М. Джалиль. «Моабитская тетрадь». Р. Гамзатов. «Мой Дагестан». Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана». М. Карим. «Европа — Азия» (цикл стихотворений).

Итоговая читательская конференция. Литература и ее судьба в XXI веке.

1 0—11 КЛАССЫ

Профильный уровень

КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: