Живые традиции Русской литературы

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

(1921—1941)

Общая характеристика развития русской литературы пос­ле 1917 года. Октябрьская революция и судьбы русской клас­сической литературы.

Литературная борьба 20—30-х годов, поиски новаторских художественных форм. Новые темы в «новой» литературе.

Первый Всесоюзный съезд писателей и его роль в разви­тии литературы 30-х годов и судьбах художников слова: от эстетического многообразия к единству.

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве писателей русского зарубежья. Золотое десятиле­тие эмигрантской прозы (1925—1935). Нобелевская премия И. А. Бунина.

Художественный мир М. А. Шолохова

«Тихий Дон» как роман-эпопея (обзорное изучение). Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа. «Очарование человека» в романе Шолохова: образ Григория Мелехова. Женские образы романа.

Советы библиотеки.

М. А. Шолохов. «Поднятая целина».

И. Э. Бабель. «Конармия».

А. А. Фадеев. «Разгром».

Е. И. Замятин. «Мы».

Р. Б. Гуль. «Ледяной поход».

Творческий практикум.

Автор — образ — читатель (сопоставительный анализ произведений близкой тематики).

Художественный мир А. П. Платонова

«Усомнившийся Макар». «Сокровенный чело­век» Платонова. Композиция и система художественных об­разов рассказа. Своеобразие языка.

Советы библиотеки.

А. П. Платонов. «Впрок», «Чевенгур», «Котлован».

Творческий практикум.

Образ — характер — герой (сочинение-исследование о герое А. П. Платонова).

Художественный мир М. А. Булгакова

«Белая гвардия». Мир Города и мир семьи в романе. Образ Города и его символика. Тема дома, семьи, отечества и ее интерпретация в романе. Система художественных образов. Композиция романа, роль символических образов и сцен в структуре художественного целого.

«Мастер и Маргарита». Своеобразие компози­ции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. Система художественных образов. «Роман в романе»: осмыс­ление библейской темы. Образы Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Ключевые сцены романа и их символика. Множествен­ность интерпретаций.

Советы библиотеки.

М. А. Булгаков. «Дни Турбиных».

Творческий практикум. Сочинение-размышление.

Изучение одного из романов (по выбору).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗГНАНИИ

Литература русского зарубежья как культурный фено­мен. Основные имена.

И. А. Бунин. «Чистый понедельник». Трагедий­ная концепция любви. Русский национальный характер и его неразрешимые противоречия.

Лирика: «Святой Прокопий», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Лирическое осмысле­ние изгнанничества.

М. И. Цветаева. «Лебединый стан», «Тоска по родине! Давно...», «Бессонница» (по выбору). Исповедальное и трагедийное начало в лирике. Противопос­тавление быта бытию, духа — материи. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля.

В. В. Набоков. «Облако, озеро, башня». Рассказ как «игра» с читателем. Образ главного героя. Мир и его аб­сурдные законы. Своеобразие языка.

Советы библиотеки.

И. С. Шмелев. «Лето Господне», «Солнце мертвых». И. А. Бунин. «Темные аллеи» (сборник). В. В. Набоков. «Машенька», «Гроза», «Приглашение на казнь».

Б. К. Зайцев. «Жизнь Тургенева», «Чехов».

Творческий практикум.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: