Художественные открытия русской литературы: эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии.
Художественный мир И. А. Гончарова
«Ф регат «П а л л а д а» (очерк по выбору). Антиромантический пафос очерка, точность бытовых зарисовок.
«О б л о м о в». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Обломовка,
обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя.
Споры вокруг образа Обломова (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»; А.В.Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова»).
Творческий практикум.
Семинар-диспут.
Сочинение.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. Н. Островского
Театр Островского и традиции русской классической драматургии.
«Гроз а». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей. Тема греха и святости и ее современная интерпретация.
Споры вокруг образа главной героини (Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Д.И.Писарев. «Мотивы русской драмы»; А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургенев у» — статья по выбору).
Творческий практикум. Рецензия на спектакль.
Советы библиотеки.
Художественный мир И. С. Тургенева
Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя, жанровое многообразие творчества (повторение на основе ранее изученного).
«Отцы и дет и». Смысл названия, полемический пафос, своеобразие композиции, система художественных образов. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.
Споры об образе главного героя и нигилизме в русской критике (М. А. Антонович. «Асмодей нашего време-н и»; Д. И. Писарев. «Б а з а р о в»; Н. Н. Страхов. «И. С. Т у р-г е н е в. «О т ц ы и д е т и» — статья по выбору).
Творческий практикум. Сочинение-размышление.
Ролевая дискуссия. Советы библиотеки.
Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города» (общий обзор с изучением одной из глав). Смысл названия, споры о жанровой природе произведения, трактовка финала.
Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя, образы градоначальников.
Творческий практикум.
Ответ на вопрос проблемного характера.
Советы библиотеки.
Художественный мир Н. А. Некрасова
«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Г р а ж д а н и н», «Э л е г и я» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гр о б а...» (для обязательного изучения).
«Праздник жизни — молодости годы...», «Рыцарь на час», «Огородник», «Размышления у парадного подъезда», «Сеятелям», «Блажен незлобивый поэт...» (по выбору).
Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и родины как ведущая в творчестве поэта.
«Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее разрешение. Фольклорная основа поэмы.
Творческий практикум.
Интерпретация поэтического текста в любом жанре.
Советы библиотеки.
Художественный мир Ф. И. Тютчева
«8 11 еп 1 1 ит!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано пред-угада т ь...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...») (для обязательного изучения).
«Осенний вечер», «Святая ночь на небосклон взошла...», «Тени сизые сместились...»,
«День и ночь», «Как океан объемлет шар земной...» (по выбору).
Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике.
Творческий практикум.
Самостоятельная интерпретация поэтического текста.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. А. Фета
«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Л ежа л и...», «Еще майская н о ч ь» (для обязательного изучения).
«Вечер», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землею...», «На стоге сена ночью южной...» (по выбору).
Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.
Творческий практикум.
Самостоятельная подборка стихотворений, «представляющих» поэта.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. К. Толстого
«Колокольчики мои...», «Средь шумного бала, случайно...», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...», «Ты клонишь лик, о нем упоминая...» (по выбору).
Жанровое многообразие лирики. Основные темы, мотивы и образы.
Творческий практикум.
Стихи Толстого и их музыкальная интерпретация.
Советы библиотеки.
Художественный мир Ф. М. Достоевского
Достоевский и нигилизм.
«Преступление и наказание». Жанровое своеобразие.
Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская пробле-
матика. Тема преступления и наказания и ее интерпретация на страницах романа.
Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.
«Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.
Творческий практикум. Ролевая дискуссия. Сочинение.
Советы библиотеки.
Художественный мир Л. Н. Толстого
Личность Л. Н. Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.
«Война и мир». История создания, особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.
Основные персонажи романа. Поиски «мира» и своего места в жизни любимых героев Толстого.
Толстовский идеал семьи. «Мысль семейная» в романе.
Идея целительной силы «общей жизни», «мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева.
Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
Роман «Война и мир» и его читатели.
Творческий практикум. Сочинение -размышление.
Советы библиотеки.
Художественный мир Н. С. Лескова
Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.
«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начало в повести, тема «праведничества». Русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести.
Творческий практикум. Творческая работа в любом жанре.
Советы библиотеки.
МИР РУССКОГО РОМАНА, РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ И РУССКОЙ ЛИРИКИ XIX ВЕКА
(повторение и систематизация изученного)
Русский роман и его предтечи: поиски новой формы, адекватной времени. Проблема героя как узловая проблема русского романа. Жанровое своеобразие и жанровое многообразие русского романа. Судьбы романа в XX веке.
Жанровое новаторство русской драматургии, основные пути развития русского театра в грядущем XX веке.
«Сквозные темы и образы» в литературе XIX века.
От лирики золотого века к лирике века серебряного: основные тенденции развития. Лирика «чистого искусства» и гражданская лирика середины XIX века.
Советы библиотеки.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА1
(общий обзор и самостоятельный анализ двух-трех произведений по выбору)
Западноевропейская литература XIX века: основные направления, методы, стили, имена (на основе повторения с обобщением ранее изученного). «Вечные образы» мировой литературы.
Романтизм в литературе Западной Европы: своеобразие романтической традиции, основные имена (Э. Т. А. Гофман, В. Гюго).
Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль).
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведения западноевропейской литературы XIX века.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция.
Возможны два варианта изучения этой темы: «блоковое» (в конце учебного года) или же изучение «по этапам»: первая и вторая половина XIX века (после темы «Художественный мир Н. В. Гоголя» и в конце учебного года соответственно).
КЛАСС