(повторение и систематизация изученного)
Русский роман и его предтечи: поиски новой формы, адекватной времени. Проблема героя как узловая проблема русского романа. Жанровое своеобразие и жанровое многообразие русского романа. Судьбы романа в XX веке.
Жанровое новаторство русской драматургии, основные пути развития русского театра в грядущем XX веке.
«Сквозные темы и образы» в литературе XIX века.
От лирики золотого века к лирике века серебряного: основные тенденции развития. Лирика «чистого искусства» как предтеча лирики серебряного века.
Советы библиотеки.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА1
(общий обзор)
Западноевропейская литература XIX века: своеобразие литературного процесса, основные направления, методы, стили, имена (на основе повторения с обобщением ранее изученного). «Вечные образы» мировой литературы.
Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции, основные имена (Э. Т. А. Гофман, В. Гюго и др.).
Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль).
Русский и западноевропейский романтизм и реализм: взаимосвязь и взаимовлияние.
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведения западноевропейской литературы XIX века.
Работа исследовательского характера по проблемам взаимосвязи и взаимовлияния литератур.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция.
КЛАСС
Художественный мир русской литературы XX века
Введение
Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов, связь с общественно-политическими процессами в России.
Возможны два варианта изучения этой темы: «блоковое» (в конце учебного года) или же изучение «по этапам»: первая и вторая половина XIX века (после темы «Художественный мир Н. В. Гоголя» и в конце учебного года соответственно).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
«Новый» взгляд на литературу и ее функции, переоценка культурно-философских ориентиров и традиционных для классической литературы ценностей. Модернизм как литературно-эстетическое явление, многообразие литературных течений и направлений. Декаданс как идеологическое и эстетическое явление эпохи.
Художественный мир русской прозы начала XX века
Развитие реализма на рубеже веков, продолжение и переосмысление традиций реализма XIX века в творчестве русских писателей, их объединение вокруг товарищества «Знание». Неоромантические тенденции в русской прозе (на основе повторения и обобщения ранее изученного).
А. П. Чехов. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (для обязательного изучения).
«Попрыгунья», «Душечка», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «К р ы ж о в-н и к», «О л ю б в и», «Невест а» (по выбору).
Трансформация традиционных тем и образов русской литературы в прозе Чехова. Проблема человеческого счастья («Ионыч», «Душечка»), вопрос о назначении человека («маленькая трилогия») и общественные иллюзии («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»). Художественное исследование духовного мира личности в произведениях Чехова. Особенности поэтики.
И.А.Бунин. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание». Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказах. Лирико-философское решение «мужицкой темы». Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Поиски целостности личности.
Лирика: «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет...», «Вече р», «Собак а» и др. Синтез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями), «живопись» словом, открытый лиризм, подтекст.
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Трагическая история любви и ее авторская оценка. Интерпретация образа «маленького человека». Система художественных образов повести.
М.Горький. «Старуха Из ер гиль», «По Руси» (один из рассказов по выбору). «Свинцовые мерзости» русской жизни и мечта о героическом и прекрасном, ее воплощение в раннем творчестве Горького. Романтизм ранних рассказов, их художественных образов, своеобразие композиции. Прием контраста как основной художественный прием ранней прозы писателя.
Л. Н. Андреев. «Иуда Искариот». Образ Иуды как система парадоксов: не «доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обобщенности в изображении человеческих судеб. Включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы.
Советы библиотеки.
Л. Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех».
Ф. К. Сологуб. «Мелкий бес».
А. И. Куприн. «Поединок», «Олеся».
М. Горький. «По Руси» (сборник).
И. С. Шмелев. «Человек из ресторана».
Юмористические рассказы Саши Черного, А. Аверченко, Н. Тэффи.
Творческий практикум.
Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения.
Художественный мир русской драматургии начала XX века
Русская драматургия до М. Горького и А. П. Чехова. Новаторство драматургии начала XX века: эпическое начало драмы, «децентрализация» системы персонажей, «бессюжетность» пьес, перенесение событий за пределы драматического действия, отсутствие борьбы-интриги, философское звучание пьес, синкретичность жанровой формы.
А. П. Чехов. «Три сестры». Жизненная драма трех сестер. Тема ожидания счастья и ее воплощение. Символика образа Москвы. Противоестественность господствующей
моральной нормы и торжествующая пошлость. Особенности поэтики. Функция пейзажа и символика детали.
«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологиче-ский подтекст. «Случайные» герои в «случайной» жизни. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы.
Сценическая жизнь пьесы.
М. Горький. «На д не». Философско-этическаяпроблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Спор о человеке, его предназначении и судьбе. Несбыточные фантазии и драматическая развязка. Система персонажей пьесы. Образы Луки и Сатина. Авторская позиция и способы ее реализации.
Сценическое воплощение пьесы.
Советы библиотеки.
А. П. Чехов. «Чайка», «Дядя Ваня».
М. Горький. «Дачники».
Л. Н. Андреев. «Жизнь человека».
Творческий практикум. Рецензия на спектакль.
Художественный мир русской поэзии начала XX века
Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Литературная борьба и эстетическая полемика по вопросам сущности и назначения искусства. Имажинизм и «крестьянская поэзия».
Символизм. Философские основы и эстетические принципы. Абстрагирование сущности вещей и пафос «безбрежного расширения личности». Идея синтеза культур, обращение к античности в творчестве «старших символистов» (В. Брюсов, К. Бальмонт), совершенство стихотворной формы. Обращение к национально-романтической старине, устремленность к символам природных и космических стихий, музыкальные принципы поэтической речи и их реализация в творчестве младосимволистов (В. Иванов, А. Блок, И. Ан-ненский).
В. Я. Брюсов. «Кинжал», «Творчеств о», «К счастливы м», «В е с н о й», «Конь б л е д»; К. Д. Бальмонт.
«Я вольный ветер, я вечно вею...», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Ангелы опальные»; В.С.Соловьев. «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею полоненный...»; И. Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Петербург» (чтение и интерпретация стихотворений по выбору).
А. А. Блок. «Незнакомка», «Р о с с и я», «Н о ч ь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит ленив о...» (из цикла «Наполе Куликовом»), «На железной дороге» (для обязательного изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Русь», «Пушкинскому Дому» (повыбору).
Тема «двоемирия» в ранней лирике Блока. Лирический герой и «страшный мир». Образ-символ. Тема родины и своеобразие ее воплощения.
«Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика. Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.
Послеоктябрьская публицистика («Интеллигенция и революция», «Пушкинская речь»).
Акмеизм. Эстетические задачи: воспевание прекрасной ясности, любви и красоты, внимание к природному началу в человеке, эстетизация фиксируемых явлений, воссоздание трехмерного мира предметности, подчеркнутый прозаизм житейских реалий, «тоска по мировой культуре» и ее воплощение в поэтическом творчестве Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама.
Н. С. Гумилев. «Невольничья», «Ж и р а ф», «О с-лепительное», «Заблудившийся трамвай», «М ужи к», «Слов о»; А. А. Ахматова. «Песня последней встреч и», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Сколько просьб у любимой всегда...»; О.Э.Мандельштам. <№ о I г е Бате», «Отчего душа так певуча...», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Адмиралтейств о», «8 11 е п 1 1 и т» (чтение и интерпретация одного-двух стихотворений).
Судьба поэтов-акмеистов и раздумья о ней.
Н. С. Гумилев. «Мои читател и»; А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»; О. Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Футуризм и его основополагающие эстетические принципы: эпатажность и устремленность к будущему, преобладание урбанистической темы в творчестве поэтов-футуристов В. В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка. «Пощечина общественному вкусу» как манифест течения, новаторские поиски в области языка, словотворчество.
В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавши е-с я» (для обязательного изучения).
«Нате!», «Надоело», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Татьяне Яковле-в о й» (по выбору).
Маяковский и футуризм. Масштаб чувства и масштаб личности поэта и их воплощение в лирике. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немыслимой любви», сплав личного и социального в лирике. Основные темы и мотивы лирики. Яркая метафоричность образов, своеобразие и функция художественных средств, особенности стихосложения.
Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиция и новаторство.
«Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Образ лирического героя и его возлюбленной. Художественное расширение времени и пространства, использование приема материализованной метафоры. Новаторство поэмы.
Новаторский характер творчества Маяковского.
Советы библиотеки.
И. Северянин. «Интродукция», «Эгополонез», «В блесткой тьме...».
В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Свобода приходит нагая...».
Творческий практикум. Ролевая игра «Вечер новой поэзии». Сочинение-эссе о поэзии серебряного века.
Поэты «вне групп»: М. И. Цветаева, М. А. Волошин.
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так ран о...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Своеобразие художественной манеры. Основные темы и мотивы.
Имажинизм. Эстетические принципы, образность как основа художественного мира поэтов-имажинистов, фольклорные традиции и их освоение в оригинальном творчестве. Имажинисты и «крестьянские поэты».
С.А.Есенин. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу..», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Ша-ганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Русь с о в е т с к а я» (для обязательного изучения).
«Русь», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Несказанное, синее, нежное...», «До свиданья, друг м ой, до свиданья...» (повыбору).
Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Поиски гармонии с миром и трагизм мироощущения лирического героя. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка.
«Черный человек». Мистико-философские искания и их воплощение в произведении. Трагизм мироощущения лирического героя, тема двойника.
Советы библиотеки.
С. А. Есенин. «Анна Снегина».
Н. А. Клюев. «Вы обещали нам сады...», «Рождество избы».
Творческий практикум.
Интерпретация самостоятельно прочитанного стихотворения.