Мир русского романа, Русской драматургии и Русской лирики XIX века

(повторение и систематизация изученного)

Русский роман и его предтечи: поиски новой формы, адекватной времени. Проблема героя как узловая проблема русского романа. Жанровое своеобразие и жанровое много­образие русского романа. Судьбы романа в XX веке.

Жанровое новаторство русской драматургии, основные пути развития русского театра в грядущем XX веке.

«Сквозные темы и образы» в литературе XIX века.

От лирики золотого века к лирике века серебряного: ос­новные тенденции развития. Лирика «чистого искусства» как предтеча лирики серебряного века.

Советы библиотеки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА1

(общий обзор)

Западноевропейская литература XIX века: своеобразие литературного процесса, основные направления, методы, стили, имена (на основе повторения с обобщением ранее изученного). «Вечные образы» мировой литературы.

Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции, основные имена (Э. Т. А. Гофман, В. Гюго и др.).

Формирование реализма в западноевропейской литера­туре и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль).

Русский и западноевропейский романтизм и реализм: взаимосвязь и взаимовлияние.

Творческий практикум.

Презентация самостоятельно прочитанного произведе­ния западноевропейской литературы XIX века.

Работа исследовательского характера по проблемам взаимосвязи и взаимовлияния литератур.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция.

КЛАСС

Художественный мир русской литературы XX века

Введение

Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов, связь с общественно-политиче­скими процессами в России.

Возможны два варианта изучения этой темы: «блоковое» (в конце учебного года) или же изучение «по этапам»: первая и вто­рая половина XIX века (после темы «Художественный мир Н. В. Гоголя» и в конце учебного года соответственно).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

«Новый» взгляд на литературу и ее функции, переоценка культурно-философских ориентиров и традиционных для классической литературы ценностей. Модернизм как лите­ратурно-эстетическое явление, многообразие литературных течений и направлений. Декаданс как идеологическое и эс­тетическое явление эпохи.

Художественный мир русской прозы начала XX века

Развитие реализма на рубеже веков, продолжение и пе­реосмысление традиций реализма XIX века в творчестве рус­ских писателей, их объединение вокруг товарищества «Зна­ние». Неоромантические тенденции в русской прозе (на ос­нове повторения и обобщения ранее изученного).

А. П. Чехов. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (для обязательного изучения).

«Попрыгунья», «Душечка», «Учитель сло­весности», «Дом с мезонином», «К р ы ж о в-н и к», «О л ю б в и», «Невест а» (по выбору).

Трансформация традиционных тем и образов русской литературы в прозе Чехова. Проблема человеческого счастья («Ионыч», «Душечка»), вопрос о назначении человека («ма­ленькая трилогия») и общественные иллюзии («Дом с мезо­нином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»). Художествен­ное исследование духовного мира личности в произведениях Чехова. Особенности поэтики.

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки», «Госпо­дин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание». Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Со­отношение национального, социального и общечеловече­ского в рассказах. Лирико-философское решение «мужиц­кой темы». Чувство исторической памяти и неизбежная «пе­чаль времени». Поиски целостности личности.

Лирика: «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет...», «Вече р», «Собак а» и др. Син­тез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями), «живопись» сло­вом, открытый лиризм, подтекст.

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Трагиче­ская история любви и ее авторская оценка. Интерпретация образа «маленького человека». Система художественных об­разов повести.

М.Горький. «Старуха Из ер гиль», «По Руси» (один из рассказов по выбору). «Свинцовые мерзости» русской жизни и мечта о героическом и прекрасном, ее воп­лощение в раннем творчестве Горького. Романтизм ранних рассказов, их художественных образов, своеобразие компо­зиции. Прием контраста как основной художественный при­ем ранней прозы писателя.

Л. Н. Андреев. «Иуда Искариот». Образ Иуды как система парадоксов: не «доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обоб­щенности в изображении человеческих судеб. Включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы.

Советы библиотеки.

Л. Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех».

Ф. К. Сологуб. «Мелкий бес».

А. И. Куприн. «Поединок», «Олеся».

М. Горький. «По Руси» (сборник).

И. С. Шмелев. «Человек из ресторана».

Юмористические рассказы Саши Черного, А. Аверченко, Н. Тэффи.

Творческий практикум.

Интерпретация самостоятельно прочитанного произ­ведения.

Художественный мир русской драматургии начала XX века

Русская драматургия до М. Горького и А. П. Чехова. Но­ваторство драматургии начала XX века: эпическое начало драмы, «децентрализация» системы персонажей, «бессюжет­ность» пьес, перенесение событий за пределы драматическо­го действия, отсутствие борьбы-интриги, философское зву­чание пьес, синкретичность жанровой формы.

А. П. Чехов. «Три сестры». Жизненная драма трех сестер. Тема ожидания счастья и ее воплощение. Символика образа Москвы. Противоестественность господствующей

моральной нормы и торжествующая пошлость. Особенности поэтики. Функция пейзажа и символика детали.

«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологиче-ский подтекст. «Случайные» герои в «случайной» жизни. Ин­терпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утвержде­ние высокого назначения человека, его творческой преобра­зующей деятельности. Символические образы.

Сценическая жизнь пьесы.

М. Горький. «На д не». Философско-этическаяпробле­матика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Спор о чело­веке, его предназначении и судьбе. Несбыточные фантазии и драматическая развязка. Система персонажей пьесы. Обра­зы Луки и Сатина. Авторская позиция и способы ее реализации.

Сценическое воплощение пьесы.

Советы библиотеки.

А. П. Чехов. «Чайка», «Дядя Ваня».

М. Горький. «Дачники».

Л. Н. Андреев. «Жизнь человека».

Творческий практикум. Рецензия на спектакль.

Художественный мир русской поэзии начала XX века

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модерниз­ма: символизма, акмеизма и футуризма. Литературная борь­ба и эстетическая полемика по вопросам сущности и назна­чения искусства. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

Символизм. Философские основы и эстетические прин­ципы. Абстрагирование сущности вещей и пафос «безбреж­ного расширения личности». Идея синтеза культур, обраще­ние к античности в творчестве «старших символистов» (В. Брюсов, К. Бальмонт), совершенство стихотворной фор­мы. Обращение к национально-романтической старине, уст­ремленность к символам природных и космических стихий, музыкальные принципы поэтической речи и их реализация в творчестве младосимволистов (В. Иванов, А. Блок, И. Ан-ненский).

В. Я. Брюсов. «Кинжал», «Творчеств о», «К сча­стливы м», «В е с н о й», «Конь б л е д»; К. Д. Бальмонт.

«Я вольный ветер, я вечно вею...», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Ангелы опальные»; В.С.Соловьев. «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею поло­ненный...»; И. Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Петербург» (чтение и интерпретация стихотворений по выбору).

А. А. Блок. «Незнакомка», «Р о с с и я», «Н о ч ь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит ленив о...» (из цик­ла «Наполе Куликовом»), «На железной дороге» (для обязательного изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Русь», «Пушкинскому Дому» (повыбору).

Тема «двоемирия» в ранней лирике Блока. Лирический герой и «страшный мир». Образ-символ. Тема родины и сво­еобразие ее воплощения.

«Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, ин­тонация, строфика, символика. Сюжетная основа и фило­софская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

Послеоктябрьская публицистика («Интеллигенция и революция», «Пушкинская речь»).

Акмеизм. Эстетические задачи: воспевание прекрасной ясности, любви и красоты, внимание к природному началу в человеке, эстетизация фиксируемых явлений, воссоздание трехмерного мира предметности, подчеркнутый прозаизм житейских реалий, «тоска по мировой культуре» и ее вопло­щение в поэтическом творчестве Н. С. Гумилева, А. А. Ахма­товой, О. Э. Мандельштама.

Н. С. Гумилев. «Невольничья», «Ж и р а ф», «О с-лепительное», «Заблудившийся трамвай», «М ужи к», «Слов о»; А. А. Ахматова. «Песня пос­ледней встреч и», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смуглый отрок бродил по алле­ям...», «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Сколь­ко просьб у любимой всегда...»; О.Э.Мандельш­там. <№ о I г е Бате», «Отчего душа так певу­ча...», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Адмиралтейств о», «8 11 е п 1 1 и т» (чтение и интерп­ретация одного-двух стихотворений).

Судьба поэтов-акмеистов и раздумья о ней.

Н. С. Гумилев. «Мои читател и»; А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»; О. Э. Ман­дельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Мы живем, под собою не чуя стра­ны...».

Футуризм и его основополагающие эстетические прин­ципы: эпатажность и устремленность к будущему, преобла­дание урбанистической темы в творчестве поэтов-футурис­тов В. В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка. «Поще­чина общественному вкусу» как манифест течения, новаторские поиски в области языка, словотворчество.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послу­шайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавши е-с я» (для обязательного изучения).

«Нате!», «Надоело», «Дешевая распрода­жа», «Сергею Есенину», «Татьяне Яковле-в о й» (по выбору).

Маяковский и футуризм. Масштаб чувства и масштаб личности поэта и их воплощение в лирике. Образ лириче­ского героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немыслимой любви», сплав личного и социального в лирике. Основные темы и мотивы лирики. Яркая метафо­ричность образов, своеобразие и функция художественных средств, особенности стихосложения.

Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиция и новаторство.

«Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образ­ном строе поэмы. Образ лирического героя и его возлюблен­ной. Художественное расширение времени и пространства, использование приема материализованной метафоры. Нова­торство поэмы.

Новаторский характер творчества Маяковского.

Советы библиотеки.

И. Северянин. «Интродукция», «Эгополонез», «В блест­кой тьме...».

В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись гу­бы...», «Свобода приходит нагая...».

Творческий практикум. Ролевая игра «Вечер новой поэзии». Сочинение-эссе о поэзии серебряного века.

Поэты «вне групп»: М. И. Цветаева, М. А. Волошин.

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так ран о...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Своеобразие художественной манеры. Основ­ные темы и мотивы.

Имажинизм. Эстетические принципы, образность как основа художественного мира поэтов-имажинистов, фольк­лорные традиции и их освоение в оригинальном творчестве. Имажинисты и «крестьянские поэты».

С.А.Есенин. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу..», «Письмо мате­ри», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Ша-ганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Русь с о в е т с к а я» (для обязательного изучения).

«Русь», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Неска­занное, синее, нежное...», «До свиданья, друг м ой, до свиданья...» (повыбору).

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Поиски гармонии с миром и трагизм мироощущения лирического героя. Образ родины и своеобразие его воплощения в лири­ке. Метафоричность и образность поэтического языка.

«Черный человек». Мистико-философские иска­ния и их воплощение в произведении. Трагизм мироощуще­ния лирического героя, тема двойника.

Советы библиотеки.

С. А. Есенин. «Анна Снегина».

Н. А. Клюев. «Вы обещали нам сады...», «Рождество избы».

Творческий практикум.

Интерпретация самостоятельно прочитанного стихотво­рения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: