Автор — образ — читатель

А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Приморский сонет», «Родная земля», «Северные элеги и», «М у ж е с т в о», «Н е м н о г о географии» (по выбору). Тема памяти и судьбы в творче­стве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и тради­ции русской классической лирики.

«Р е к в и е м». Эпическое и лирическое начало в произве­дении, сложность жанровой формы, трагедийный пафос, идея преодоления смерти и ее поэтическое воплощение. Своеобра­зие лирической героини.

Б. Л. Пастернак. Лирика: «Ф евраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (для обязательного изучения).

«На ранних поездах», «Август», «Н о ч ь», «Быть знаменитым некрасиво...», «Рож-дест-

венская звезда», «Я не знал, что так бывает...» (по выбору).

Мир природы и мир человека и их воплощение в лирике. Принадлежность человека времени и вечности. Музыкаль­ные темы и мотивы, значение подробностей жизни и ассо­циаций.

«Доктор Живаго» как лирический роман (обзорное изучение). Равновеликость истории и судьбы человека. Лю­бовь как высшая ценность бытия. Основные художествен­ные образы. Смысл названия.

А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей ви­ны...», «Памяти матери», «Вся суть в одном -единственном завет е...». Тема войны в лирике. Об­раз лирического героя.

Н. А. Заболоцкий. «Завещание», «Читая стих и», «Гроза идет» и др. (два-три стихотворения по выбору). Мир природы и мир человека в их сложных взаимодействиях. Образ лирического героя.

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Дени­совича». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и его герои.

«Лагерная» тема в литературе. А. И. Солженицын. «Ар­хипелаг ГУЛАГ» (фрагменты); А. В. Жигулин. «Ч е р-ные камни»; Г. В. Владимов. «Верный Руслан»; В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» (по выбору). Общее и особенное в раскрытии «лагерной» темы.

Советы библиотеки.

А. Т. Твардовский. «За далью — даль», «По праву памя­ти», «Теркин на том свете».

А. А. Ахматова. «Поэма без героя».

В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы».

А. И. Солженицын. «В круге первом».

Творческий практикум. Семинар-диспут.

МИФ — ФОЛЬКЛОР — ЛИТЕРАТУРА

(проза второй половины XX века)

Ч.Т.Айтматов. «Пегий пес, бегущий краем моря». Человек и природа в художественном мире произведения. Философское осмысление проблемы техни­ческого прогресса. Композиция, система художественных образов. Тема памяти.

В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Тема па­мяти и ее художественное воплощение на страницах повести. Нравственное начало в образах героев. Автор и его герои.

В. М. Шукшин. «До третьих петухов». Фольклор­ные основы сказки, ее нравственная и социальная пробле­матика.

МИР И ЧЕЛОВЕК

(лирика и драматургия второй половины XX века)

Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников А. Воз­несенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной (произведения по выбору).

Мир русской деревни и картины родной природы в изобра­жении Н. Рубцова, В. Солоухина (произведения по выбору).

Рождение авторской песни. Жанровое многообразие ли­рики В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора и др. (стихо­творения по выбору).

Драматургия второй половины XX века: основная тема­тика и имена (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Ро­зов, М. Рощин, Г. Горин).

А. В. Вампилов. «Утиная охота»: проблематика, ос­новной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в системе художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы.

И. А. Бродский. Лирика (по выбору): романтический мир («На твоих часах не только ход, но тишь...»); автобиографические мотивы («Как тюремный за­сов...», «К северному краю»). Темы изгнанничества, одиночества, вечной разлуки. Особенности стиха.

Советы библиотеки. В. П. Астафьев. «Прокляты и убиты». В. В. Быков. «Сотников».

Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей». А. А. Ким. «Отец-лес».

Ч. Т. Айтматов. «Облако Чингиз-хана», «И дольше века длится день».

В. М. Шукшин. «Я пришел дать вам волю», рассказы.

Ю. В. Трифонов. «Обмен», «Старик».

В. С. Высоцкий. «Нерв» (сборник).

Л. Е. Улицкая. «Медея и ее дети».

В. А. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека».

Творческий практикум. Рекомендации для чтения моему ровеснику.

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА

(общий обзор и самостоятельный анализ одного-двух произведений)

Литературные итоги XX века: основные имена и направ­ления. Постмодернизм в прозе. Многообразие поэтических течений.

Творческий практикум.

Что такое постмодернистский текст и как его читать.

Советы библиотеки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(общий обзор и самостоятельный анализ двух-трех произведений по выбору)

Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена. Взаимо­влияние литератур.

Б. Шоу. «Пигмалион».

Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

Дж. Оруэлл. «1984».

Э. М. Ремарк. «Три товарища», «Триумфальная арка».

Ф. Кафка. «Превращение».

К. Воннегут. «Завтрак для чемпионов».

Г. Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

С. Кинг. «Мертвая зона».

У. Эко. «Имя розы».

Творческий практикум.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение современной зарубежной литературы.

Советы библиотеки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

(чтение и обсуждение произведений двух-трех авторов)

Понятие о национальной литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние литератур народов России.

М. Джалиль. «Моабитская тетрадь».

Р. Гамзатов. «Мой Дагестан».

Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана», «Под сенью волшеб­ной горы».

М. Карим. «Европа — Азия» (цикл стихотворений).

Итоговая читательская конференция. Будут ли читать книги в XXI веке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: