Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации

Изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления. Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувства симпатии, радости или, наоборот, огорчения.

Восприятие произведения изобразительного искусства должно быть целостным, т.е. охватывающим сразу не только содержание, но и средства,

использованные художником для воплощения образа. При этом обязательно возникает эмоциональный отклик, определенное отношение к нему. Вот почему педагог, отбирая произведения, должен всегда помнить о том, чтобы они были доступны детям дошкольного возраста. Восприятие реалистического искусства, представляющего собой образное отражение реальной действительности, требует наблюдательности, памяти, воображения. Это помогает устанавливать ассоциации между окружающей жизнью и искусством, его различными видами, между увиденным ранее и настоящим. Важную роль играет также и жизненный опыт детей, который с возрастом обогащается. Ребенок начинает осознавать, осмысливать свои непосредственные ощущения, первые жизненные впечатления, постепенно у него развивается способность связывать их с изображением. Дети дошкольного возраста даже при рассмотрении картинок, трудных для их понимания, пытаются найти сравнение с окружающим. Воспитывать интерес и любовь к произведениям искусства надо начинать уже в младших группах детского сада, привлекая внимание ребенка к картинкам, скульптурам, которые его окружают. Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, педагог постепенно подводит к умению элементарно оценивать воспринятое. Это выражается, прежде всего, в предпочтении одного произведения другому. Дети просят показать еще и еще раз то, что им понравилось, запомнилось. Так расширяется кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения. Произведения изобразительного искусства широко применяется в воспитательной работе детских садов. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы, используют на различных занятиях (в частности, на художественно-речевых занятиях). В первую очередь это иллюстрации в книгах русских классиков, советских писателей, сборниках произведений народного творчества, книжках-картинках, раскрывающие основную идею литературного произведения, создающие яркие, запоминающиеся образы героев. Внимание ребенка следует направлять на содержание картины, так и на средства выразительности (линии, краски, расположение предметов в рисунке), чтобы он почувствовал красоту и осмыслил значение изображаемого. Развитие активного восприятия художественной выразительности произведения – один из существенных моментов в

методике показа иллюстраций. Большое значение для активизации детского внимания имеют вопросы воспитателя, помогающие им понять образ героя, его характерные черты, оценить его поступки, отдельные свойства характера, описать внешность. Рассматривая иллюстрации к сказкам, надо непременно направлять внимание ребенка на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит. При показе иллюстраций следует обращаться и к литературному тексту, прочитывая наиболее яркие, образные места. Другие виды изобразительного искусства – живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство – также имеют большое значение в воспитательном процессе детского сада. Методика пользования их очень разнообразна. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям, их самостоятельными высказываниями, рассказом воспитателя, раскрывающим выразительность того или иного образа. В групповой комнате или в зале устраивается показ художественных произведений: репродукций картин, иллюстраций, скульптуры, декоративно-прикладных изделий. С детьми проводятся экскурсии в музей или на выставки для просмотра произведений, соответствующих программе.

В работе со старшими дошкольниками, возможно, использовать общественно направленную мотивацию их деятельности. Для принятия такого мотива необходим соответствующий «эмоционально-интеллектуальный опыт детей», приобретенный вне данного занятия.

Только после этого можно поставить цель – нарисовать (слепить). Конкретизируя задачи (требования к изображению), надо убедить детей в необходимости их выполнения (почему малышам нужны именно такие рисунки, а не другие). Анализ и оценку детских работ следует проводить так, чтобы продемонстрировать, как они используются теми, для кого предназначены. Чем органичнее содержание занятий и игровых приемов связано с повседневной жизнью дошкольников, с общевоспитательной работой детского сада, тем естественнее игровое общение на занятиях, тем больше времени можно уделять собственно исполнительской деятельности детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: