Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению

Игровые приемы – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии носит поверхностей сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. В практике наиболее часто это проявляется при использовании игровых приемов с целью мотивировки задания. Например, детям предлагается выполнить рисунок (аппликацию) для каких-то игровых персонажей. Но по тому, как скоро они забывают об этих персонажей, отвлекаются в процессе работы, мало интересуются полученными результатами, видно, что возникающий интерес неглубок и неустойчив. В опыте детей нет интересной для них информации, помогающей понять и принять связь содержания изображений с тем, для кого они предназначены. Поэтому воспитателю следует ориентироваться на требования программы, детского сада, содержание занятий по другим ее разделам. Следует учитывать при этом реальный опыт детей (коллективный, а по возможности, и индивидуальный). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов может строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек. Регулярное применение игровых приемов без учета знаний и отношений детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворенности и впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении. При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании, но и о логике игровых действий, соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на

содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если же в игровых приемах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевленные предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях. Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. В каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание придумывается педагогом, но обязательно с учетом знаний детей об окружающем и их интересов.

От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно. Не менее важно при разработке игровых приемов учитывать игровой опыт детей. Воспитателю необходимо знать логику развития игры, возможное усложнение содержания игровых действий и способов их осуществления. Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогает решить поставленные дидактические задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: