Доминирующим типом восприятия

Внешние проявления поведения «Визуалы» «Кинестетики» «Аудиалы» «Дискреты»
Слова Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы
Поза Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены Голова наклонена вбок Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
Телодвижения Движения скованы, судорожны Движения свободные, плавные Движения то скованы, то свободны Движения не гибкие
Дыхание Высокое, грудное Низкое, брюшное В полном объеме Ограниченное
Тембр, сила, темп голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, медленный, мягкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда Над окружающими Под окружающими (снизу вверх) Глаза опущены Смотрит над толпой
Особенности взгляда Посмотрит, чтобы услышать Скорее прикоснется, нежели посмотрит Чтобы услышать, не смотрит Никакого зрительного контакта
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) Обвинитель, принимает агрессивную позу, пока­зывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быс­трая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письмен­но ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инст­рукция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.

Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали кос­тюма. Имидж педагога играет важную роль для родителя-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встре­че с родителями -«визуалами» имеют также обстановка и порядок в ка­бинете, в котором предполагается проводить беседу.

Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются доста­точно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструк­цию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы ро­дители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем или воспитателем мо­гут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим...» или «Выслушайте меня...» и др.

В некоторых ситуациях решения проблем в классе или группе детс­кого сада педагог может использовать ролевые игры, в процессе кото­рых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.

Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчи­вость, трудности при необходимости длительное время удерживать вни­мание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длитель­ные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ ре­шения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.

Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от до­минирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, ис­пользуя их активный словарь — важный фактор успешного общения в системе «педагог—родитель». Другим не менее важным и одним из ос­новополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодей­ствия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собе­седника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: