Типы манипуляций

№ п/п Тип манипуляции Цель манипуляции Анализ ситуации Техники контрвлияния
1. Провоцирование ваших защитных реакций Ослабить вашу решимость Вас ставят в позицию обороня­ющегося, заставляют оправды­ваться, вызывают у вас чувство вины Не оправдываться. Смена рамки[1]
2. Провоцирование вашего замеша­тельства, дез­ориентации Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы Хладнокровие, ис­пользование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия - нет преимущества»
3. Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество Получить первоосновные преиму­щества в замен на хорошие отношения Ваш партнер демонстрирует вы­сокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ни­чего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен Хорошие отношения не продаются и не поку­паются. Можно ответить хорошим отношением
4. Игра на вашей нетерпимости -«висящая морковка» Получить дополни­тельные уступки Оппонент демонстрирует готов­ность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как под­писать договор, выясняются но­вые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас до­полнительных уступок Твердо отстаивайте свои интересы
5. Игра на вашем чувстве безысходности Заключить сделку, не учитывая интере­сы партнера Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность
6. Игра на чувстве жадности Втянуть собеседника в рискованную игру Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть Твердо оставаться на почве реальности, не дать «жадности затмить глаза»
7. Использование запланированных «трудных уступок» Побудить партнера сделать ответную уступку Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незна­чительному вопросу, требуя от­ветной уступки в более глобаль­ных масштабах Убедитесь, что обмен будет эквивалентным
8. Намеренное за­тягивание време­ни обсуждения Получить уступки в одностороннем порядке Партнер демонстрирует готов­ность к сотрудничеству, но вся­чески оттягивает момент приня­тия решения Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструк­тивному диалогу
9. Провоцирование вашего интереса к партнеру Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок Получить информацию из других источников
  «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату Отказаться от предложения

Психологи — участники наших тренингов — отмечают, что в педаго­гической практике чаще всего они встречаются с такими типами мани­пуляций, как:

r «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители при­носят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.

r «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель — диктовать свои условия.

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

1. Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

2. Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

3. Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

4. Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

5. Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно пре­увеличивая свою жестокость.

6. Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любя­щий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

7. Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстите­лен. Критичен.

8. Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочув­ствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют при­знаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов пре­обладают в его поведении.

В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «при­липала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипу­ляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы ма­нипуляций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: