№ п/п | Тип манипуляции | Цель манипуляции | Анализ ситуации | Техники контрвлияния |
1. | Провоцирование ваших защитных реакций | Ослабить вашу решимость | Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины | Не оправдываться. Смена рамки[1] |
2. | Провоцирование вашего замешательства, дезориентации | Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам | С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы | Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия - нет преимущества» |
3. | Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество | Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения | Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен | Хорошие отношения не продаются и не покупаются. Можно ответить хорошим отношением |
4. | Игра на вашей нетерпимости -«висящая морковка» | Получить дополнительные уступки | Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок | Твердо отстаивайте свои интересы |
5. | Игра на вашем чувстве безысходности | Заключить сделку, не учитывая интересы партнера | Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации | Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность |
6. | Игра на чувстве жадности | Втянуть собеседника в рискованную игру | Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть | Твердо оставаться на почве реальности, не дать «жадности затмить глаза» |
7. | Использование запланированных «трудных уступок» | Побудить партнера сделать ответную уступку | Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах | Убедитесь, что обмен будет эквивалентным |
8. | Намеренное затягивание времени обсуждения | Получить уступки в одностороннем порядке | Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения | Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу |
9. | Провоцирование вашего интереса к партнеру | Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения | Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок | Получить информацию из других источников |
«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее | Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру | Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату | Отказаться от предложения |
Психологи — участники наших тренингов — отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:
|
|
|
|
r «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.
r «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель — диктовать свои условия.
Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:
1. Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
2. Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
3. Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
4. Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
5. Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
6. Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
7. Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
8. Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.