В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
И СПОСОБЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИМ
Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» — управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. (English Thesaurus, 2001); для понятия «Манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми (Dictionary of Contemporary English, 2003).
Е. В. Сидоренко (2001) отмечает, что манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:
r слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);
r неверием в действенность просьбы;
r неверием в действенность убеждения;
r стремлением к одностороннему выигрышу;
r привычкой манипулировать.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
r психологическое воздействие;
r отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
r стремление получить односторонний выигрыш;
r скрытый характер воздействия;
r использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).
Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
1. Провоцирование ваших защитных реакций.
2. Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
3. Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
4. Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».
5. Игра на вашем чувстве безысходности.
6. Игра на чувстве жадности.
7. Использование запланированных «трудных» уступок.
8. Намеренное затягивание времени обсуждения.
9. Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.
Для удобства проведения тренинга мы предлагаем использовать таблицу, в которой приведены типы манипуляций, цели их использования, анализ способа манипулирования, а также техники контрвлияния.
Таблица 3