Образ проблемной ситуации, психологической проблемы не существует во внутреннем мире человека «в безвоздушном пространстве», он всегда соотносится с системой его представлений о мире, с потребностями и жизненными ценностями, вписан в некоторую систему (системы) координат. Проблемная ситуация всегда воспринимается относительно некоей точки отсчета и в контексте определенной временной перспективы. Каждая психологическая проблема или сложная ситуация имеет для человека тот или иной личностный смысл.
Одним из наиболее сложных направлений психологического воздействия в консультативной беседе является помощь человеку в изменении ракурса видения им своих проблем, изменении точки отсчета, относительно которой он ее оценивает. Это позволяет изменить личностный смысл ситуации для клиента, сформировать иное отношение к ней и иное ее восприятие. Данное направление работы особенно эффективно в случаях, когда клиент ничего не может изменить в ситуации, объективно не может преобразовать ее, и остается, в соответствии с известной поговоркой, изменить к ней отношение.
|
|
В консультации мы не можем создавать у клиента новые потребности и мотивы, которые обусловливали бы появление новых личностных смыслов в психической реальности клиента. Однако консультант может помочь клиенту преодолеть определенную односторонность рассмотрения психологической проблемы, соотнести ее с другими значимыми мотивами, помочь рассмотреть ее в несколько иной системе координат.
Конкретными вариантами психологического воздействия на клиента в направлении изменения личностного смысла проблемной ситуации являются следующие:
Помощь клиенту в обретении смысла проблемной ситуации. Данное направление психологической помощи детально разработано в рамках экзистенциального направления в психотерапии. То, как переживается трудная жизненная ситуация, как человек реагирует на нее и как чувствует себя в ней, во многом зависит от субъективно переживаемого ее смысла. В одной и той же ситуации один чувствует себя жертвой, претерпевающей бессмысленные страдания, а другой — человеком, преодолевающим жизненные обстоятельства, встающим над ними во имя чего-то, имеющего значимый смысл.
Особое значение данное направление психологического воздействия приобретает в случаях, когда объективно изменить что-то в жизненной ситуации, жизненных обстоятельствах клиента невозможно или почти невозможно.
Клиенты, обращающиеся за помощью в психологическую консультацию, редко жалуются на отсутствие переживания смысла жизни в целом; гораздо чаще они нуждаются в обретении смысла конкретной жизненной ситуации, в которой они оказались.
|
|
С точки зрения В. Франкла, основателя логотерапии, смысл не может быть подсказан извне или «передан», клиент должен сам найти его, а психолог всего лишь оказывает помощь в этом процессе. При этом смысл отыскивается через соотнесение ситуации клиента и его переживаний в ней с наиболее значимыми его мотивами и потребностями.
Виктор Франкл указывал на то, что смысл может обнаруживаться в: 1) труде, творчестве, каком-то деле, созидании; 2) переживании ценностей (отношений, этических, эстетических ценностей и пр.); 3) страдании.
Самые тяжелые, трудные ситуации и обстоятельства жизни человека становятся переносимыми, если обретают значимый для человека смысл. Собственно, смысл — это ответ на те вопросы, которые, с точки зрения клиента, ставит перед ним в сложившейся ситуации сама жизнь.
Помощь психолога в отыскании смысла требует от него большого жизненного опыта, развитой интуиции и высокой чувствительности к внутреннему миру и значимым потребностям конкретного клиента.
Изменение системы координат, в рамках которой воспринимается и оценивается проблема. Речь идет о помощи клиенту в рассмотрении его проблемы с точки зрения несколько иной, непривычной системы координат.
Так, например, субъективно проблемная ситуация, ее тяжесть может быть оценена клиентом в определенной временной системе координат (одно и то же событие рассматривается как катастрофа с точки зрения настоящего времени и как что-то закономерное, вносящее свою лепту в копилку жизненного опыта, если его воспринимать в перспективе всей жизни в целом).
С другой стороны, снижение силы негативных переживаний клиента возможно также за счет рассмотрения его проблемной ситуации в более широком масштабе — в масштабе жизни семьи клиента в целом, масштабе той профессиональной, социальной, национальной общности, к которой он принадлежит, масштабе жизни всего поколения и т. д.
Эта работа должна быть проделана исключительно тактично, так как в противном случае у клиента может возникнуть ощущение, что консультант обесценивает его переживания, не понимает всей тяжести его ситуации, отмахивается от него. Основным инструментом работы психолога здесь являются вопросы («Как вы думаете, когда вам будет шестьдесят лет, как вы будете рассматривать эту ситуацию?», «Как вы думаете, что значит эта ситуация с точки зрения жизни вашей семьи в целом?», «Чем является эта ситуация в контексте всей истории ваших отношений с этим человеком?»).
Изменение масштабов и временных горизонтов восприятия клиентом его проблемы практически никогда не является единственным направлением воздействия, скорее оно используется как дополнительное, дающее эффект побуждения клиента в направлении иного, менее эгоцентрированного восприятия ситуации; за счет этого достигается снижение тяжести негативных переживаний. Помощь клиенту в рассмотрении проблемы под новым углом зрения — с точки зрения ресурсов и открывающихся возможностей. В проблемной ситуации клиент чаще всего видит ее очевидные «минусы», те ее аспекты, которые заставляют страдать и вызывают неудовлетворенность, и достаточно часто создается определенного рода «за-цикленность» в круге негативных мыслей и переживаний («Все плохо. Меня бросил мой молодой человек. Жизнь закончена. Как я буду без него? Как он мог так поступить со мной? Нам так было хорошо вместе! Как я страдаю! Как больно!»). Помощь клиенту может заключаться в по буждении его, тактичном и осторожном, рассмотреть ситуацию под немного другим углом зрения, сделать ее позитивный рефрейминг. В таких случаях консультант может помочь клиенту увидеть те возможности, которые она предоставляет, и те ресурсы, которые она в себе содержит.
|
|
Муж похоронил жену. Сидит на могиле, убивается:
— Один!!! Совсем один!!! (В экстазе горя.)
Чуть позже, печально, с покорностью судьбе:
— Один... Совсем один... Один... Совсем один...
Через какое-то время, с удивлением:
— Один?... Совсем один?... Один?...
Потом, ликуя, пускаясь в пляс:
— ОДИН!!! СОВСЕМ ОДИН!!!!!
В приведенной ситуации (расставание с молодым человеком) клиентка не видит ресурсов и возможностей, которые теперь открываются перед ней: освободилось время, чтобы уделить, наконец, внимание тем своим интересам и потребностям, которые она прежде отодвигала на второй план (заняться танцами, изучением иностранного языка, отправиться в поездку и т. д.), теперь она свободна и имеет шанс встретить человека, с которым отношения сложатся счастливо, теперь, наконец, у нее появится возможность отдохнуть и восстановиться после многочисленных ссор и скандалов со своим молодым человеком, которые истощали ее эмоционально и негативным образом сказывались на самооценке; накоплен серьезный опыт (как позитивный, так и негативный) взаимоотношений с противоположным полом, который, при его осмыслении, неоценим в будущем.
Умение увидеть позитивные аспекты проблемной ситуации, тактично побудить клиента к их исследованию составляет важнейший инструмент в работе консультанта. Ведь если рефрейминг делается «в лоб» («нечего расстраиваться, посмотрите, как много позитивного в том, что произошло»), клиент воспринимает слова психолога как свидетельство того, что тот его не понимает и обесценивает его состояние.
Задание. Помогите клиенту (клиентке) рассмотреть проблему под новым углом зрения, увидев ее «плюсы» и предлагаемые ею скрытые возможности
1. Мой молодой человек меня бросил, я очень страдаю. Мы встречались год, и разрыв был для меня полной неожиданностью... ничто его не предвещало. И вдруг я узнаю, что у него есть другая. Он сам мне сказал — в мой день рождения, представляете? (Девушка 20 лет.)
|
|
2. На работе «подковерная возня», осиное гнездо, не могу спокойно работать, все время нервничаю, того и гляди выживут... Я терпеть не могу конфликтов,
никогда не знаю, как вести себя среди этих интриг... На этом месте я проработала тринадцать лет, раньше все хорошо было, последние три года — просто не возможно... (Женщина 37 лет, учительница средней школы.)
3. Сын бросил институт на 3-м курсе, говорит, что эта профессия ему неинтересна. Собирается в другой институт, а поступит ли? (Женщина 47 лет, воспитывала сына одна, с трудом оплачивала его образование.)
4. Поручили сложный и ответственный участок работы, страшно переживаю из-за того, что могу не справиться. Тревожусь перед встречами с клиентами, в последнее время очень боюсь совершить какую-то ошибку, и этот страх обессиливает, парализует меня.
(Мужчина 28 лет, банковский служащий.)
5. Дочь-подросток постоянно грубит учителям, регулярные вызовы в школу. Особенно напряженные от ношения с учительницей по литературе: дочь постоянно и в хамской форме (нередко с использованием матерных выражений) высказывает личное мнение относительно произведений, которые изучаются
в рамках школьной программы. (Мужчина 35 лет.)
6. Начинающий бизнес-тренер «провалился» на тренинге с треском. Тренинг был «открытым», то есть люди заплатили за него собственные деньги, которые и потребовали с возмущением к концу первого дня. «Только что помидорами не закидали, — плачет тренер, девушка 27 лет, — не надо было мне вообще в эту профессию лезть».
7. Не могу похудеть — оттого, что очень люблю сладкое, и особенно пончики. И вообще выпечку. Только вот соберешься сбросить пару-тройку килограммов, так и хочется этих румяных пышечек в шоколадной глазури, душистой тунисской халвы (я люблю с фисташками, а вы?), рассыпчатого орехового печенья...
Так и стоит это все у меня перед глазами. Книжку вот купила по НЛП специальную, чтобы не хотелось мне всего этого, подруга посоветовала... под кроватью она у меня лежит. Выпью перед сном чайку с плюшечкой с маслом, открою на третьей странице... и засыпаю. Все без толку. Все мои девяносто килограммов со мной.
8.Моя мама никому не велит рассказывать, что она работает уборщицей... Даже в классном журнале написано, что место работы — загс, а кем она там работает, говорить нельзя. У нас это превратилось в семейную тайну. Особенно мама боится, что узнают мои подружки или одноклассники. Я все время вынуждена это скрывать как что-то очень позорное. (Девочка 12 лет.)
9.Недавно я узнала, что меня уже неоднократно вызывали в школу по поводу плохой успеваемости сына. И что вы думаете? Он им начал рассказывать про меня, что меня вовлекли в секту и у нас дома каждый день проходят собрания с песнями и плясками, что он живет впроголодь и т. п. Да еще и плакал при этом! Оказывается, учительница труда подкармливает его после уроков — стыд какой! Так врать! Я чуть не умерла от стыда, когда все это вскрылось! (Мама мальчика-третьеклашки.)