Изменение личностного смысла ситуации в глазах клиента

Образ проблемной ситуации, психологической пробле­мы не существует во внутреннем мире человека «в безвоз­душном пространстве», он всегда соотносится с системой его представлений о мире, с потребностями и жизненны­ми ценностями, вписан в некоторую систему (системы) координат. Проблемная ситуация всегда воспринимается относительно некоей точки отсчета и в контексте опреде­ленной временной перспективы. Каждая психологическая проблема или сложная ситуация имеет для человека тот или иной личностный смысл.

Одним из наиболее сложных направлений психологи­ческого воздействия в консультативной беседе является помощь человеку в изменении ракурса видения им своих проблем, изменении точки отсчета, относительно которой он ее оценивает. Это позволяет изменить личностный смысл ситуации для клиента, сформировать иное отно­шение к ней и иное ее восприятие. Данное направление работы особенно эффективно в случаях, когда клиент ни­чего не может изменить в ситуации, объективно не может преобразовать ее, и остается, в соответствии с известной поговоркой, изменить к ней отношение.

В консультации мы не можем создавать у клиента но­вые потребности и мотивы, которые обусловливали бы появление новых личностных смыслов в психической реальности клиента. Однако консультант может помочь клиенту преодолеть определенную односторонность рассмотрения психологической проблемы, соотнести ее с другими значимыми мотивами, помочь рассмотреть ее в несколько иной системе координат.

Конкретными вариантами психологического воздей­ствия на клиента в направлении изменения личностного смысла проблемной ситуации являются следующие:

Помощь клиенту в обретении смысла проблемной си­туации. Данное направление психологической помощи детально разработано в рамках экзистенциального направ­ления в психотерапии. То, как переживается трудная жиз­ненная ситуация, как человек реагирует на нее и как чув­ствует себя в ней, во многом зависит от субъективно переживаемого ее смысла. В одной и той же ситуации один чувствует себя жертвой, претерпевающей бессмыслен­ные страдания, а другой — человеком, преодолевающим жизненные обстоятельства, встающим над ними во имя чего-то, имеющего значимый смысл.

Особое значение данное направление психологическо­го воздействия приобретает в случаях, когда объективно изменить что-то в жизненной ситуации, жизненных об­стоятельствах клиента невозможно или почти невозможно.

Клиенты, обращающиеся за помощью в психологи­ческую консультацию, редко жалуются на отсутствие переживания смысла жизни в целом; гораздо чаще они нуждаются в обретении смысла конкретной жизненной ситуации, в которой они оказались.

С точки зрения В. Франкла, основателя логотерапии, смысл не может быть подсказан извне или «передан», клиент должен сам найти его, а психолог всего лишь оказывает помощь в этом процессе. При этом смысл отыскивается через соотнесение ситуации клиента и его переживаний в ней с наиболее значимыми его мотивами и потребностями.

Виктор Франкл указывал на то, что смысл может обна­руживаться в: 1) труде, творчестве, каком-то деле, созида­нии; 2) переживании ценностей (отношений, этических, эстетических ценностей и пр.); 3) страдании.

Самые тяжелые, трудные ситуации и обстоятельства жизни человека становятся переносимыми, если обретают значимый для человека смысл. Собственно, смысл — это ответ на те вопросы, которые, с точки зрения клиента, ставит перед ним в сложившейся ситуации сама жизнь.

Помощь психолога в отыскании смысла требует от него большого жизненного опыта, развитой интуиции и высо­кой чувствительности к внутреннему миру и значимым потребностям конкретного клиента.

Изменение системы координат, в рамках которой вос­принимается и оценивается проблема. Речь идет о помощи клиенту в рассмотрении его проблемы с точки зрения не­сколько иной, непривычной системы координат.

Так, например, субъективно проблемная ситуация, ее тяжесть может быть оценена клиентом в определенной временной системе координат (одно и то же событие рас­сматривается как катастрофа с точки зрения настоящего времени и как что-то закономерное, вносящее свою лепту в копилку жизненного опыта, если его воспринимать в перспективе всей жизни в целом).

С другой стороны, снижение силы негативных пере­живаний клиента возможно также за счет рассмотрения его проблемной ситуации в более широком масштабе — в масштабе жизни семьи клиента в целом, масштабе той профессиональной, социальной, национальной общности, к которой он принадлежит, масштабе жизни всего поко­ления и т. д.

Эта работа должна быть проделана исключительно тактично, так как в противном случае у клиента может возникнуть ощущение, что консультант обесценивает его переживания, не понимает всей тяжести его ситуации, отмахивается от него. Основным инструментом работы психолога здесь являются вопросы («Как вы думаете, ко­гда вам будет шестьдесят лет, как вы будете рассматривать эту ситуацию?», «Как вы думаете, что значит эта ситуация с точки зрения жизни вашей семьи в целом?», «Чем явля­ется эта ситуация в контексте всей истории ваших отноше­ний с этим человеком?»).

Изменение масштабов и временных горизонтов вос­приятия клиентом его проблемы практически никогда не является единственным направлением воздействия, скорее оно используется как дополнительное, дающее эффект побуждения клиента в направлении иного, менее эгоцентрированного восприятия ситуации; за счет этого достигается снижение тяжести негативных переживаний. Помощь клиенту в рассмотрении проблемы под новым углом зрения — с точки зрения ресурсов и открывающихся возможностей. В проблемной ситуации клиент чаще все­го видит ее очевидные «минусы», те ее аспекты, которые заставляют страдать и вызывают неудовлетворенность, и достаточно часто создается определенного рода «за-цикленность» в круге негативных мыслей и переживаний («Все плохо. Меня бросил мой молодой человек. Жизнь закончена. Как я буду без него? Как он мог так поступить со мной? Нам так было хорошо вместе! Как я страдаю! Как больно!»). Помощь клиенту может заключаться в по буждении его, тактичном и осторожном, рассмотреть ситуацию под немного другим углом зрения, сделать ее позитивный рефрейминг. В таких случаях консультант мо­жет помочь клиенту увидеть те возможности, которые она предоставляет, и те ресурсы, которые она в себе содержит.

Муж похоронил жену. Сидит на могиле, убивается:

Один!!! Совсем один!!! (В экстазе горя.)
Чуть позже, печально, с покорностью судьбе:

Один... Совсем один... Один... Совсем один...
Через какое-то время, с удивлением:

Один?... Совсем один?... Один?...
Потом, ликуя, пускаясь в пляс:

ОДИН!!! СОВСЕМ ОДИН!!!!!

В приведенной ситуации (расставание с молодым чело­веком) клиентка не видит ресурсов и возможностей, кото­рые теперь открываются перед ней: освободилось время, чтобы уделить, наконец, внимание тем своим интересам и потребностям, которые она прежде отодвигала на второй план (заняться танцами, изучением иностранного языка, отправиться в поездку и т. д.), теперь она свободна и имеет шанс встретить человека, с которым отношения сложатся счастливо, теперь, наконец, у нее появится возможность отдохнуть и восстановиться после многочисленных ссор и скандалов со своим молодым человеком, которые исто­щали ее эмоционально и негативным образом сказывались на самооценке; накоплен серьезный опыт (как позитив­ный, так и негативный) взаимоотношений с противопо­ложным полом, который, при его осмыслении, неоценим в будущем.

Умение увидеть позитивные аспекты проблемной си­туации, тактично побудить клиента к их исследованию составляет важнейший инструмент в работе консультанта. Ведь если рефрейминг делается «в лоб» («нечего рас­страиваться, посмотрите, как много позитивного в том, что произошло»), клиент воспринимает слова психолога как свидетельство того, что тот его не понимает и обесце­нивает его состояние.

Задание. Помогите клиенту (клиентке) рассмотреть проблему под новым углом зрения, увидев ее «плюсы» и предлагае­мые ею скрытые возможности

1. Мой молодой человек меня бросил, я очень страдаю. Мы встречались год, и разрыв был для меня полной неожиданностью... ничто его не предвещало. И вдруг я узнаю, что у него есть другая. Он сам мне сказал — в мой день рождения, представляете? (Девушка 20 лет.)

2. На работе «подковерная возня», осиное гнездо, не могу спокойно работать, все время нервничаю, того и гляди выживут... Я терпеть не могу конфликтов,
никогда не знаю, как вести себя среди этих интриг... На этом месте я проработала тринадцать лет, раньше все хорошо было, последние три года — просто не­ возможно... (Женщина 37 лет, учительница средней школы.)

3. Сын бросил институт на 3-м курсе, говорит, что эта профессия ему неинтересна. Собирается в другой ин­ститут, а поступит ли? (Женщина 47 лет, воспитыва­ла сына одна, с трудом оплачивала его образование.)

4. Поручили сложный и ответственный участок ра­боты, страшно переживаю из-за того, что могу не справиться. Тревожусь перед встречами с клиентами, в последнее время очень боюсь совершить какую-то ошибку, и этот страх обессиливает, парализует меня.
(Мужчина 28 лет, банковский служащий.)

5. Дочь-подросток постоянно грубит учителям, регулярные вызовы в школу. Особенно напряженные от­ ношения с учительницей по литературе: дочь постоянно и в хамской форме (нередко с использованием матерных выражений) высказывает личное мнение относительно произведений, которые изучаются
в рамках школьной программы. (Мужчина 35 лет.)

6. Начинающий бизнес-тренер «провалился» на тре­нинге с треском. Тренинг был «открытым», то есть люди заплатили за него собственные деньги, которые и потребовали с возмущением к концу первого дня. «Только что помидорами не закидали, — плачет тренер, девушка 27 лет, — не надо было мне вообще в эту профессию лезть».

7. Не могу похудеть — оттого, что очень люблю сладкое, и особенно пончики. И вообще выпечку. Только вот соберешься сбросить пару-тройку килограммов, так и хочется этих румяных пышечек в шоколадной глазури, душистой тунисской халвы (я люблю с фи­сташками, а вы?), рассыпчатого орехового печенья...
Так и стоит это все у меня перед глазами. Книжку вот купила по НЛП специальную, чтобы не хотелось мне всего этого, подруга посоветовала... под кроватью она у меня лежит. Выпью перед сном чайку с плюшечкой с маслом, открою на третьей странице... и засыпаю. Все без толку. Все мои девяносто килограммов со мной.

8.Моя мама никому не велит рассказывать, что она работает уборщицей... Даже в классном журнале написано, что место работы — загс, а кем она там ра­ботает, говорить нельзя. У нас это превратилось в семейную тайну. Особенно мама боится, что узна­ют мои подружки или одноклассники. Я все время вынуждена это скрывать как что-то очень позорное. (Девочка 12 лет.)

9.Недавно я узнала, что меня уже неоднократно вы­зывали в школу по поводу плохой успеваемости сына. И что вы думаете? Он им начал рассказывать про меня, что меня вовлекли в секту и у нас дома каждый день проходят собрания с песнями и пляска­ми, что он живет впроголодь и т. п. Да еще и плакал при этом! Оказывается, учительница труда подкарм­ливает его после уроков — стыд какой! Так врать! Я чуть не умерла от стыда, когда все это вскрылось! (Мама мальчика-третьеклашки.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: