Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4—5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.
Солнышко и дождик
Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошел» — дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».
Игра продолжается 3—4 минуты.
Спрятался
Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения: пальчик о пальчик тук-тук-тук, ножками быстренько туп-туп-туп, личико спрятали — ух (закрыли лицо руками).
При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.
Сугробы
По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» — дыхание через нос. По команде «вьюга» — приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2-3 минуты).
Подвижные игры с дыхательными упражнениями ____________ 173
Ходим в шапках
Воспитатель предлагает «надеть» детям шапки (положить на голову мешочки с песком). Дети Передвигаются по залу приставными шагами, на носках, пятках, на четвереньках и стараются не уронить шапки. Дыхание не задерживать, дышать через нос.
Хомячки
Дети сильно надувают щеки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят по залу. По сигналу кулачками надавливают на щеки, выпуская при этом воздух через рот «щечки, как у детей».
Игра повторяется 5—6 раз; можно выполнять в ходьбе.
Цветы распускаются
Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся). (Повторять 4—6 раз.)
Чей самолет улетит дальше
Дети располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолетик. Воспитатель предлагает «запустить» самолетики как можно дальше.
174
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М., 1993.
, 2. Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри!
3. Борисова Р. И. Физическое воспитание детей в семье. — М., 1985.
4. Волина В. Праздник числа, Учимся играя. — М., 1994.
5. Выгодская И. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. -М., 1984.
6. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. - 2-е изд. — М., 2004.
7. Кузнецова 3. И. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы. - М., 1970.
8. Курамшин Ю. В., Попов В. И. Теория и методика физической культуры. - СПб., 1999.
9. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. — М., 1985.
10. Матвеев Л. П., Новиков А. А. Теория и методика физического
воспитания. — М., 1976. Т. 1—2.
II. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического вос
питания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических
специальных высших учебных заведений. — М., 1989.
12. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. — Ярославль, 1998.
13. Нестерюк Т. Е. Гимнастика маленьких волшебников.— «ДТД», 1993.
14. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей / Под ред. И. В. Макаренко. - М., 2003.
15. Сайкина Е. Г., ФирилеваЖ. Е. Физкультпривет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. — СПб., 2004.
16. Фирилева Ж. Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе.— Л., 1987.
17. Хрущев С. В. Физическая культура в режиме продленного дня школы. - М., 1986.
18. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем.-СПб., 1997.
19. Шебеко В. К, Ермак Н. К Физкультурные праздники в детском саду. Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2000.