Занятие «Различение рифмы и смысла»

Проводилось воспитателем Е.В. Коноваловой.

Цель: сформировать различение рифмы и смысла в стихотворении.

Занятие направлено на преодоление противоречия и появление нового для сознания ребенка различения, что является основой ситуации различания. Ситуацию можно выстроить и как столкновение разных мнений (ответов) детей на один и тот же вопрос, и как индивидуальную беседу с одним ребенком. В последнем случае ребенок должен столкнуться с противоречием в собственных ответах.

Ход занятия Воспитатель начинает загадывать загадки:

—Вопрос простой для малышей: Кого боится кот?

—Мышей, — отвечает кто-нибудь из детей. Воспитатель загадывает аналогичную загадку:

—Дочерей и сыновей учит хрюкать...

—Воробей, — отвечает тот же ребенок.

Наконец, видя реакцию взрослых и детей, ребенок начинает понимать, что в его ответах что-то не правильно. Несколько загадок он не разгадывает, а только внимательно слушает и улыбается.

Последние загадки ребенок разгадывает, уже вникая в их смысл.

Воспитатель начинает:

—Над лесом солнца луч потух,

—Крадется царь зверей...

—Лев, — заканчивает ребенок.

Это случай стихийного возникновения различения для ребенка. Для того чтобы различение стало осознанным и переносимым на другие ситуации, нужно разыграть ситуацию с тем же ребенком или с детьми, у которых данного различения еще нет. При объяснении другим детям различение у остальных перейдет из неосознанного в сознательный план.

Игра «Ассоциации»

Цель: сформировать умение выделять сходный признак предметов, подбирать предметы по задуманному признаку.

Водящий называет любое существительное. Игроки придумывают предмет, аналогичный названному по какому-то признаку. Например: сосулька — мороженое — морковка — перчатка... Мороженое, потому что холодное, как сосулька. Морковка, потому что ее форма похожа на палец перчатки, и т.д. Ребенок, придумавший предмет, должен уметь объяснить, по какому признаку его предмет похож на предыдущий. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово. Он становится новым водящим.

Можно играть в пару слов, а не только в цепочку. Тогда тот, кто назвал похожий предмет, загадывает свой предмет. Играть в эту игру можно в группе и индивидуально, например родителям со своими детьми по дороге в детский сад.

Игра будет сложной для тех детей, которые не умеют выделять свойства предметов, не знают слов, обозначающих свойства, и имеют ограниченный словарный запас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: