Развитие коммуникативно-мыслительных способностей: техника различения

Технология формирования различения у дошкольников разрабатывалась в течение 10 лет на базе ГОУ № 1835 «Материнская школа» коллективом педагогов и психологов под руководством канд. психол. наук Н.И. Бычковой. Апробация технологии проходила в ДОУ инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика».

Различениеэто единица знания, существующая в форме бинарных оппозиций: добрыйзлой, большоймаленький, высокийнизкий, обмансмекалка и т.д. (См.: Бычкова Н.И. Развитие способности различения у дошкольников: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 2005. — С. 39 ) Различения существуют в культуре независимо от сознания и мышления ребенка.

Процедура различения лежит в основе мыслительной работы. Без различения невозможно построение знания, в коммуникации без различения не состоится понимание. Множество готовых различений дети осваивают вместе с родным языком, но при этом они не обязательно учатся производить различительную работу. По мере взросления ребенок осваивает различные наборы различений, которые задают для него дифференцированность и членение мира. Богатый или бедный набор различений, осваиваемых ребенком, обусловливает богатство или бедность видения мира, в котором он живет.

Важно, чтобы ребенок не просто осваивал готовые различения — в этом случае у него задействована, в основном, память. Нужно учить ребенка с самого раннего возраста порождать новые различения в ситуации, когда это необходимо. Тогда он будет не просто запоминать новую информацию — процесс получения знаний превратится для него в увлекательную игру, полную неожиданностей и открытий. Это также будет способствовать развитию его мышления и понимания.

Умение порождать новое различение в ситуации непонимания, спора или коммуникативного конфликта, которое является средством разрешения данной ситуации, называется способностью различения.

Работа педагога строится таким образом, что он организует или провоцирует ситуации конфликта точек зрения, порожденные недостаточностью различений. Дети выявляют причину создавшейся ситуации и строят новое различение, которое позволяет ее разрешить.

Для целенаправленной работы со способностью различения воспитатели используют диагностические задания, на основе которых осуществляется постановка педагогических задач и далее сценируются сами занятия. Диагностика должна фиксировать не только наличие или отсутствие определенной способности, но и уровень освоения этой способности:

1. Вхождение в ситуацию конфликтных точек зрения (ее принятие или непринятие).

2. Видение коммунального конфликта (на уровне ссоры, спора).

3.Видение двух точек зрения по поводу конфликта, выход в мыслительный план к предмету конфликта.

4.Умение изменять конфликтную ситуацию с помощью понимания особенности предмета конфликта, которая стала причиной разности точек зрения конфликтующих сторон.

Для воспитателя важно, что ребенок не избегает ситуации конфликта, а может вести себя в ней спокойно и рассудительно. Для некоторых детей разность точек зрения или мнений непереносима, они не считают такое положение обычным, естественным. Это не позволяет им увидеть разность пониманий, которая, в свою очередь, является началом мысли. Чувствительность ребенка к конфликту должна быть переведена из уровня восприятия коммунального конфликта (кто с кем спорит и переживания по этому поводу) к конфликту содержательному, или объективно существующему противоречию (какие идеи противоречат друг другу). Дошкольник иногда принимает в споре точку зрения какого-либо человека не потому, что он разделяет ее на самом деле, а потому, что ему нравится сам человек, и ребенок хочет его поддержать, помочь ему выиграть спор. Отношение к идее, независимо от того, кто ее высказывает — друг, взрослый, авторитетный человек, очень неординарная вещь для дошкольника. По этой причине дошкольника лучше учить различительной работе на примере разных мнений равнозначных для него оппонентов: младших товарищей, сверстников, двух взрослых людей, вымышленных героев. Ребенка, удерживающего противоречивые идеи, к концу дошкольного возраста можно выводить на уровень объяснения особенностей предмета, которые и позволили существовать двум разным точкам зрения. Материалом для этого могут служить самые разные ситуации.

Уровни освоения способности различения представлены на схеме 1 (авторы Е.Ю. Иванова, Н.М. Пестрякова). На основе этой схемы можно конструировать диагностические задания на определение уровня развития способности различения ребенка. Приведем пример такого задания.

1. Принимает ситуацию коммуникации, в которой есть разные точки зрения.

2. Видит и описывает коммунальный конфликт.

4. Изменяет конфликтную ситуацию с помощью своего понимания предмета конфликта и разности точек зрения конфликтующих сторон.

3. Выделяет разные точки зрения в конфликте и может их определить в словесной форме.

Схема 1. Уровни освоения способности различения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: