Задание для диагностики различения у детей 5—6 лет

Авторы Н.М. Пестрякова и И.Ю. Андриянова.

Воспитатель читает детям отрывок из сказки «Золотой ключик-» А. Толстого.

— Мальвина решила, что займется воспитанием Буратино.

«... — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела. — Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

— Врете, ни одного...

— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

-Два.

— Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, — так здорово подумал.

—Два...

—Почему?

—Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка...» (Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино. — М., 1992.— С. 72-73).

После прочтения отрывка воспитатель задает детям вопросы и фиксирует их ответы (табл. 1).

Для работы с различением педагог организует специально или использует спонтанно возникшую ситуацию разных мнений. Он учит детей понимать чужую точку зрения, выявлять и фиксировать в споре разные мнения, выяснять, как и почему эти мнения возникли.

Дети 3—4 лет начинают осваивать различительную работу на материале разных свойств предметов. Это простые классификации и сериации по одному и двум основаниям. Важно, чтобы ребенок научился не только сравнивать предметы, отмечая их сходство и различие, но и выделять те свойства, которые друг с другом не сравнивают: цвет и ширину предмета, форму одного предмета и цвет другого, высоту предмета с его длиной и т.д.

На этом возрастном этапе малыши учатся:

1.Сравнивать предметы: чем они похожи и чем не похожи.

2.Выделять различные качества предметов или явлений: длину, ширину, цвет, форму, вес и др.

3. Производить сериацию по одному признаку, например раскла-ать палочки по длине или по ширине.

4. Определять противоположные состояния качества: длинный — короткий, широкий — узкий и т.д.

5 Выявлять качество, по которому производилось сравнение. (Эта задача появляется на данном возрастном этапе, но максимальное ее решение приходится на этап 4-5 лет.)

Учить малышей различениям можно на специальных занятиях или в процессе игры, занимаясь как со всей группой, так и индивидуально. Приведем примеры занятий.

Предмет диагностики Диагностический вопрос Ответ ребенка Уровень определяемой способности
Тип описания конфликта Почему Мальвине не понравился ответ Буратино? 1. Потому что он баловался, был не послушный и т.п. 2. Потому что Мальвина вредная девочка, отругала Буратино. 3. Потому что Мальвина его учила, а Буратино не хотел учиться 1. Ребенок удерживает коммунальный конфликт и отождествляет себя с Мальвиной. 2. Ребенок удерживает коммунальный конфликт и отождествляет себя с Буратино. 3. Ребенок выделил обе точки зрения в конфликте и может их определить в словесной форме
Тип описания точек зрения: Почему Буратино так поступил, что ему нужно было делать? Буратино непослушный. Нехорошо спорить с девочками, надо слушаться Ребенок удерживает коммунальный конфликт И не учитывает вторую точку зрения
1. Есть только одна точка зрения.
2. Одна точка зрения определяется через другую точку зрения (через отрицание). Буратино не умеет считать. Надо было посчитать, как на математике делают Выделяет разные точки зрения в конфликте и может их в словесной форме определить. Вы­деляет, почему Буратино вызвал недовольство Мальвины, но сточки зрения Мальвины
3. Обе точки зрения выступают как равнозначные Буратино думал, что надо по-настоящему отдавать, он же не знал, как на занятиях делают. Ему надо было просто посчитать, как на математике, понарошку Ребенок выделяет предмет конфликта: считаем понарошку или отдаем яблоки по-настоящему. Обе точки зрения равноценны
Тип разрешения конфликта Как помочь Мальвине? Правильно, что Мальвина наказала Буратино? Надо больше не дружить с Буратино Уход от ситуации конфликта
Наказать или не знаю... Правильно Мальвина сделала Действие строится исходя из одной точки зре­ния — Мальвины
Надо было объяснить Буратино, что на са­мом деле яблоко не нужно отдавать или нужно яблоко отдать понарошку. Это не по-настоящему, а как будто. Буратино не знал, что в математике делают как будто. Наказывать Буратино не надо, он же не \ понимал, что надо делать Изменяет конфликтную ситуацию с помощью своего понимания предмета конфликта и разности точек зрения конфликтующих сторон

Занятие «Такой — не такой»

Проводилось методистом Н.И. Бычковой.

Цель: сформировать у ребенка новое различение: цвет — форма.

Диагностика показала: у детей 3-4 лет для описания предметов имеется различение: предмет такой же — не такой.

Ход занятия Детям предлагается ситуация:

«Мишка строит дом. Ему нужен строительный материал, и он просит двух детей привезти ему кубик. Он показывает им большой синий кубик и просит привезти такой же».

Организовать ситуацию лучше так, чтобы дети брали кубики из разных кучек и чтобы в первой кучке были кубики большие и маленькие, но не было бы кубиков синего цвета. А во второй кучке были бы только маленькие кубики всех цветов. Таким образом, один ребенок будет вынужден выбрать такой же большой кубик, как показывал медведь, но другого цвета, а у второго ребенка будет синий, но маленький кубик.

После того как дети принесут два разных кубика, зададим им вопрос: кто принес правильный кубик? Смотрим на кубик первого ребенка и спрашиваем: такой же этот кубик или другой? В этой ситуации может образоваться 3 группы детей. Для одних детей «такой же» значит одинаковый. Другие выделят размер кубика и скажут, что кубик такой же. А третьи выделят цвет и скажут, что кубик другой.

Пусть каждая группа объяснит свою позицию. Например: он такой же большой. Или: кубик — не синий, значит, кубик другой. Таким образом, кубик получается одновременно и таким же, и другим. То же самое и со вторым кубиком. Если дети сошлись во мнениях и все принадлежат только к одной группе, то предложить и объяснить другое мнение должен воспитатель. Имеющееся у детей различение: такой же — не такой — в этой ситуации не работает, и им нужно породить новое различение. Начинаем выяснять: что такого же в кубике? Он синий или он большой, т.е. либо цвет, либо размер. А что в нем другое? Так же и с другим кубиком. И получается, что оба кубика могут быть «правильными». И один такой же, только по цвету, и второй, но только по размеру. Какой же выбрать? Предлагаем спросить у мишки, какой кубик он хотел получить: такой же по цвету или по размеру? Дети выбирают нужный кубик.

После проигрывания с детьми этой ситуации нужно дать им диагностическое задание. Например, дети продолжают строить дом вместе с мишкой, и он опять просит их принести какую-либо фигуру, не такую, как первая. Снова должно быть несколько фигур, сочетающих только один признак — цвет или размер, но не должно быть абсолютно одинаковых. Если различение сформировано, дети должны задать вопрос, например такой: принести красную фигуру или круглую? Если вопроса от детей не последовало, то фигура, которую они приносят, не принимается. У детей спрашивают: почему мишка не берет ее? Она такая же? Чем? (Красная.) Что у нее другого? Предлагают опять спросить у мишки, какая фигура ему нужна. Диагностическое задание лучше проводить также на другом материале (не кубиках).

Помимо умения различать, ребенок должен освоить и научиться использовать конкретные различения, представленные в языке. С возраста 6-7 лет ребенок при специально организованном обучении может начать выделять ситуации, в которых об одном и том же предмете говорится разное, затем отличать эти ситуации от тех, где точки зрения на предмет противоположны (взаимоисключение). Если же это не ситуации коммуникативного столкновения, а различения-противоположности, существующие в языке, ребенок осваивает их очень рано — в возрасте 3-4 лет.

Противоположности дают различение, зафиксированное в мышлении. Оно выделяет то качество объекта, которое вызвало противоречие в коммуникации. Противоположности осваиваются вместе с освоением языка, поскольку наш язык устроен родовидовым образом (черное и белое — это цвет, круглое и квадратное — это форма и т.д.).

Освоить противоположности ребенку поможет следующая игра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: