Авторы Н.М. Пестрякова и И.Ю. Андриянова.
Воспитатель читает детям отрывок из сказки «Золотой ключик-» А. Толстого.
— Мальвина решила, что займется воспитанием Буратино.
«... — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела. — Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
— Врете, ни одного...
— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, — так здорово подумал.
—Два...
—Почему?
—Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка...» (Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино. — М., 1992.— С. 72-73).
После прочтения отрывка воспитатель задает детям вопросы и фиксирует их ответы (табл. 1).
Для работы с различением педагог организует специально или использует спонтанно возникшую ситуацию разных мнений. Он учит детей понимать чужую точку зрения, выявлять и фиксировать в споре разные мнения, выяснять, как и почему эти мнения возникли.
|
|
Дети 3—4 лет начинают осваивать различительную работу на материале разных свойств предметов. Это простые классификации и сериации по одному и двум основаниям. Важно, чтобы ребенок научился не только сравнивать предметы, отмечая их сходство и различие, но и выделять те свойства, которые друг с другом не сравнивают: цвет и ширину предмета, форму одного предмета и цвет другого, высоту предмета с его длиной и т.д.
На этом возрастном этапе малыши учатся:
1.Сравнивать предметы: чем они похожи и чем не похожи.
2.Выделять различные качества предметов или явлений: длину, ширину, цвет, форму, вес и др.
3. Производить сериацию по одному признаку, например раскла-1Вать палочки по длине или по ширине.
4. Определять противоположные состояния качества: длинный — короткий, широкий — узкий и т.д.
5 Выявлять качество, по которому производилось сравнение. (Эта задача появляется на данном возрастном этапе, но максимальное ее решение приходится на этап 4-5 лет.)
Учить малышей различениям можно на специальных занятиях или в процессе игры, занимаясь как со всей группой, так и индивидуально. Приведем примеры занятий.
Предмет диагностики | Диагностический вопрос | Ответ ребенка | Уровень определяемой способности |
Тип описания конфликта | Почему Мальвине не понравился ответ Буратино? | 1. Потому что он баловался, был не послушный и т.п. 2. Потому что Мальвина вредная девочка, отругала Буратино. 3. Потому что Мальвина его учила, а Буратино не хотел учиться | 1. Ребенок удерживает коммунальный конфликт и отождествляет себя с Мальвиной. 2. Ребенок удерживает коммунальный конфликт и отождествляет себя с Буратино. 3. Ребенок выделил обе точки зрения в конфликте и может их определить в словесной форме |
Тип описания точек зрения: | Почему Буратино так поступил, что ему нужно было делать? | Буратино непослушный. Нехорошо спорить с девочками, надо слушаться | Ребенок удерживает коммунальный конфликт И не учитывает вторую точку зрения |
1. Есть только одна точка зрения. | |||
2. Одна точка зрения определяется через другую точку зрения (через отрицание). | Буратино не умеет считать. Надо было посчитать, как на математике делают | Выделяет разные точки зрения в конфликте и может их в словесной форме определить. Выделяет, почему Буратино вызвал недовольство Мальвины, но сточки зрения Мальвины | |
3. Обе точки зрения выступают как равнозначные | Буратино думал, что надо по-настоящему отдавать, он же не знал, как на занятиях делают. Ему надо было просто посчитать, как на математике, понарошку | Ребенок выделяет предмет конфликта: считаем понарошку или отдаем яблоки по-настоящему. Обе точки зрения равноценны | |
Тип разрешения конфликта | Как помочь Мальвине? Правильно, что Мальвина наказала Буратино? | Надо больше не дружить с Буратино | Уход от ситуации конфликта |
Наказать или не знаю... Правильно Мальвина сделала | Действие строится исходя из одной точки зрения — Мальвины | ||
Надо было объяснить Буратино, что на самом деле яблоко не нужно отдавать или нужно яблоко отдать понарошку. Это не по-настоящему, а как будто. Буратино не знал, что в математике делают как будто. Наказывать Буратино не надо, он же не \ понимал, что надо делать | Изменяет конфликтную ситуацию с помощью своего понимания предмета конфликта и разности точек зрения конфликтующих сторон |
Занятие «Такой — не такой»
|
|
Проводилось методистом Н.И. Бычковой.
Цель: сформировать у ребенка новое различение: цвет — форма.
Диагностика показала: у детей 3-4 лет для описания предметов имеется различение: предмет такой же — не такой.
Ход занятия Детям предлагается ситуация:
«Мишка строит дом. Ему нужен строительный материал, и он просит двух детей привезти ему кубик. Он показывает им большой синий кубик и просит привезти такой же».
Организовать ситуацию лучше так, чтобы дети брали кубики из разных кучек и чтобы в первой кучке были кубики большие и маленькие, но не было бы кубиков синего цвета. А во второй кучке были бы только маленькие кубики всех цветов. Таким образом, один ребенок будет вынужден выбрать такой же большой кубик, как показывал медведь, но другого цвета, а у второго ребенка будет синий, но маленький кубик.
После того как дети принесут два разных кубика, зададим им вопрос: кто принес правильный кубик? Смотрим на кубик первого ребенка и спрашиваем: такой же этот кубик или другой? В этой ситуации может образоваться 3 группы детей. Для одних детей «такой же» значит одинаковый. Другие выделят размер кубика и скажут, что кубик такой же. А третьи выделят цвет и скажут, что кубик другой.
Пусть каждая группа объяснит свою позицию. Например: он такой же большой. Или: кубик — не синий, значит, кубик другой. Таким образом, кубик получается одновременно и таким же, и другим. То же самое и со вторым кубиком. Если дети сошлись во мнениях и все принадлежат только к одной группе, то предложить и объяснить другое мнение должен воспитатель. Имеющееся у детей различение: такой же — не такой — в этой ситуации не работает, и им нужно породить новое различение. Начинаем выяснять: что такого же в кубике? Он синий или он большой, т.е. либо цвет, либо размер. А что в нем другое? Так же и с другим кубиком. И получается, что оба кубика могут быть «правильными». И один такой же, только по цвету, и второй, но только по размеру. Какой же выбрать? Предлагаем спросить у мишки, какой кубик он хотел получить: такой же по цвету или по размеру? Дети выбирают нужный кубик.
|
|
После проигрывания с детьми этой ситуации нужно дать им диагностическое задание. Например, дети продолжают строить дом вместе с мишкой, и он опять просит их принести какую-либо фигуру, не такую, как первая. Снова должно быть несколько фигур, сочетающих только один признак — цвет или размер, но не должно быть абсолютно одинаковых. Если различение сформировано, дети должны задать вопрос, например такой: принести красную фигуру или круглую? Если вопроса от детей не последовало, то фигура, которую они приносят, не принимается. У детей спрашивают: почему мишка не берет ее? Она такая же? Чем? (Красная.) Что у нее другого? Предлагают опять спросить у мишки, какая фигура ему нужна. Диагностическое задание лучше проводить также на другом материале (не кубиках).
Помимо умения различать, ребенок должен освоить и научиться использовать конкретные различения, представленные в языке. С возраста 6-7 лет ребенок при специально организованном обучении может начать выделять ситуации, в которых об одном и том же предмете говорится разное, затем отличать эти ситуации от тех, где точки зрения на предмет противоположны (взаимоисключение). Если же это не ситуации коммуникативного столкновения, а различения-противоположности, существующие в языке, ребенок осваивает их очень рано — в возрасте 3-4 лет.
Противоположности дают различение, зафиксированное в мышлении. Оно выделяет то качество объекта, которое вызвало противоречие в коммуникации. Противоположности осваиваются вместе с освоением языка, поскольку наш язык устроен родовидовым образом (черное и белое — это цвет, круглое и квадратное — это форма и т.д.).
Освоить противоположности ребенку поможет следующая игра.