Билет1.Пушкин и его эпоха: человек, судьба, история

Александрийская эпоха (Александр I -1801-1825). Важным виражом истории стала война 1812 года. Мы одолели Наполеона, русский народ понял, насколько он велик, Россия заявила о себе всему миру. Люди недовольны тем, что Россия, мощная страна, гнется под тяжестью крепостного права. Пробуждалось национальное самосознание и патриотизм. Отечество- ключевое слово эпохи. Появляются декабристы.Человек декабристского типа– Чацкий.Для него свойственна честность, высокий образ мышления. Оружие декабриста – слово. Декабристы воспитаны на пушкинской идеологии: вера во всемогущество разума, слово – орудие политической борьбы, задача – нести истину людям, просвещать их умы, создавать общественное мнение, открыто говорить обо всех изъянах государственного устройства, справедливость должна восторжествовать. Еще был жив классицизм, но наряду с ним уже стояли сентиментализм, предромантизм. Происходит кризис слова,т.к оно оказалось бессильно перед чем-то другим, более существенным. Поэт и его слово в пушкинскую эпоху. В поэзии главенствует элегия, а не ода, говорящая о государственном. Элегия обращена к тому, что невидимо, а именно к чувству.Представители: Жуковский, Батюшков, Баратынский. Эти поэты столкнулись с тем, что слово обладает огранич.возможностями, оно не выразит того, что происходит в душе. Тем не менее, стихи становятся тем, что может увековечить человека, это дело особой важности. Появл.понятия слога,голоса,интонации.

Билет2.Основные темы лирики Пушкина. Пушкин и его понимание поэта и поэзии. «Поэт – ты царь. Живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум»- А.С.Пушкин. Пушкин не вписывался ни в одно из существующих направлений. Главная черта – независимость. Независимость связана и с ответственностью, которую Пушкин и его поэт готовы взять на себя за сохранение мира. Соразмерность и сообразность – любимые слова Пушкина. Больше всего Пушкин не приемлет того, что грозит миру разрушением, хаосом. 24-26 гг. – Михайловское ссылка. В 20 –е годы Пушкин начинает смотреть на жизнь не так, как его друзья- декабристы. Он считает, что России нельзя ничего навязывать, тем более примерять на нее западные законы, важно сохранять историческую ценность. И здесь поэт выступает наравне с царём – он должен стоять на страже миропорядка. Но за этим всем стоит одиночество,чтобы отвечать за мир и порядок нельзя ни от кого зависеть. Пушкинский поэт пытается остановить толпу,но она изменчива. У царя есть 2 державных права – казнить и миловать. П. считал, что если рядом с царем поэт, то будет твориться милость.
Также Пушкин писал о дружбе («19 октября» «ДРУЗЬЯМ», «И.И. Пущину») о любви («помню чудное мгновенье», «Я вас любил: любовь еще, быть может»), также всем известна вольнолюбивая лирика поэта («Узник», «К Чаадаеву»)

Билет3.Проблема счастья в повестях белкина и маленьких трагедиях. Маленькие трагедии – «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы».. Все они образуют смысловое единство. Тема – счастье, судьба. Что есть счастье? Как оно даётся человеку?..Скупой рыцарь спускается в подвал, а ему кажется,что он поднимается на холм. Счастье скупца – его золото, но всё омрачняется наличием наследника. Смысл: как только чел-к испытывает счастьеЮто приходит страх его потерять и чел начинает думать о смерти. Испытывая счастье, герои «маленьких трагедий» умирают («Моцарт и Сальери», «Дон Гуан»). В пушкиноведении давно укрепилась мысль, что “Повести Белкина” и “Маленькие трагедии” роднит ряд созвучных мотивов. В “Выстреле” и “Моцарте и Сальери” блистательный счастливец противопоставлен человеку упорства и воли, который не может примириться с мыслью, что вечному любимцу счастья во всем везет — “Зависть и ревность к чужой удаче толкает Сильвио и Сальери на дьявольскую месть” Сильвио шесть лет ждет случая разрядить пистолет, Сальери ждет 17 лет, чтобы употребить яд. Повести Белкина: «Выстрел»,«Метель»,«Гробовщик»,«Станционный смотритель»,«Барышня-крестьянка». Сомневаясь в возможности счастья в реальной жизни (“В вопросе счастья я атеист”), Пушкин как бы прикидывает такую возможность на бумаге. В четырех из пяти “Повестей Белкина” любви “верных сердец” угрожает некая враждебная сила, препятствующая их счастью и сулящая смерть. Но в конце эта сила обезврежена, и любовь торжествует. Все чреватые трагическим исходом ситуации “Повестей” разрешаются счастливыми развязками. В “Выстреле”, “Метели”, “Станционном смотрителе” Пушкин соединяет любящие сердца (Графиню с Графом, Марью Гавриловну с Бурминым, Дуню с Минским) в буквальном смысле “над могилой” угрожавшего их счастью героя (Сильвио, Владимира, Вырина). В последней повести, “Барышне-крестьянке”, Пушкин обошелся без жертв: в счастливом эпилоге ко всем “Повестям Белкина” Пушкин ведет Владимира и Лизу под венец уже за сценой, где над “могилой” старинной родовой вражды будет строиться их счастье.

Герои “Маленьких трагедий” пытаются обрести счастье путем удовлетворения некой заветной страсти. Избранные ими предметы — золото, музыка, любовь, сама жизнь —наделяются явными эротическими атрибутами. Поклоняясь по-жречески своим кумирам, герои испытывают “неизъяснимы наслаждения” и устраивают пир. Через свое служение они мнят обрести земной рай и вечность — “бессмертья, может быть, залог”. На пути к их блаженству ложится некое препятствие, которое они удачно устраняют. Но победа героев оказывается временной. На пороге или на вершине блаженства, внезапное “гробовое виденье” омрачает их торжество.“Гробовые видения” в “Маленьких трагедиях” предвосхищают развязку, от которой нет спасения. В минуту блаженства виновники оторваны от предмета своей страсти, и земной рай, казавшийся таким достижимым, уходит навсегда. Но почему же герои “Маленьких трагедий” столь дорого поплатились за попытку счастья, которое так легко доставалось баловням судьбы в “Повестях Белкина”? Проще всего это можно объяснить разностью жанра и, следовательно, разным отношением героев к судьбе.

Билет 4.история и судьба:капитанская дочка и борис годунов.
Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина как поэта и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История Пугачева” и, конечно же, “Капитанская дочка”. В драме “Борис Годунов” Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма “Борис Годунов” — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя “благими намерениями”, забывая, что именно ими вымощена дорога в ад. “Капитанская дочка” — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. “Капитанскую дочку” автор написал, работая над “Историей Пугачева” — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но “Капитанская дочка” — это романтическое произведение. В “Капитанской дочке” Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического романа. “Капитанская дочка” является началом русской исторической прозы.

Билет 5.Лермонтов и его поколение.координаты существования лермонтовского «я»
Несколько более младший современник Лермонтова, писатель Аполлон Григорьев, вспоминал, что это была «эпоха, над которой нависла тяжелой тучей другая, ей предшествующая... эпоха, когда журчали еще, носясь в воздухе, стихи Пушкина и ароматом наполняли воздух...», когда «с какой-то лихорадочностью произносилось имя «лорд Байрон...», а иногда «несколько других, еще более отверженных имен (имена декабристов.— Т. И.), какой-то ужас овладевал кругом молодых людей и вместе что-то страшно соблазнительное, неодолимо влекущее было в этом ужасе... Соблазн, страшный соблазн носился в воздухе...». Подраставшее поколение «жадно хотело жизни, страстей, борьбы и страданий». К этому поколению относился Лермонтов. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Этот вопрос глубоко волновал Лермонтова.Взгляд поэта на своё поколения отражается в произведениях «Дума» и «Монолог», ну,помните,еще «Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно»? это из стиха «Дума».Большинство стихов Лермонтова зрелого периода связано единой тематикой: в центре их – анализ современного общества и его психологии.Поэт изображает современное ему поколение как внутренне опустошенное,зараженное духовной апатией,утратившее жизненное предназначение.Это поколение «лишних людей», его удел – состариться в бездействии. «Дума» имеет 2 смысловых центра- «Я»(поэт) и «поколение».В то же время «поколение» охарактеризовано как «наше»,то есть поэт является частью общества,которое осуждает,вершит суд над самим собой. Но «я» не полностью поглащено,в нем есть непримеримость и непокорность,конфликт возникает не тока между Я и поколением,но и внутри самого Я.

Билет6.Основные коллизии и мотивы лирики Лермонтова. Лермонтов единств. Поэт,которого можно однозначно обозначить как поэт-романтик.Был 1 романтиком,а также и последний. Лермонтовский романтизм кризисный – романтизм,который дальше существовать не может.Поэт и его слово в тв-ве Лермонтова.Положение слова у Лерм. Оказывается печальным:поэт говорит о том, что слово утратило связь с миром.Исп. принцип контраста. Есть только «да» и «нет», среднего не дано, «Было» и «Есть» противопоставлены друг другу. Слово должно быть мощным оружием, но Лермонтов в стих. «Пророк» показывает, что это не так. Находясь в пустыне, будучи приближенным к Богу, поэт вещает, а люди смотрят на это как на представление. Чудная дева в лирике Лермонтова. Проблема романтического идеала. у Лерм.идеал женщины связан с чудной девой. Стих «I love» 1831 год. Есть одна дева, к которой стоит сделать шаг, но мешает память о другой деве. Измена часто связана со словом «изменение».Мир не идеален, так как изменчив, и поэтому мёртвая красота лучше живой. Идеал- Богоматерь, Лерм. потерял мать,когда ему было 3 года и образ матери навсегда в сердце поэта. Надо сказать, с любовью у чувака проблемы, она мучительна и неудачна у него, постоянно встречаются всякие «я не унижусь пред тобою» и «не тебя так пылко я люблю»
Одиночество- как по мне,так лейтмотив тв-ва Лерм. «Парус», «Нищий», «Выхожу один я на дорогу». Смысл жизни, одиночество, мучительная любовь и гениальность – вот весь Лермонтов, мрачный романтик.

Билет7.Коллизии Лермонтовской драматургии. В своих драматических произведениях, как и в лирике, Лермонтов сосредоточивал внимание на самых существенных противоречиях русской общественной жизни конца 1820 — начала 1830-х годов, периода реакции и общественного упадка, последовавшего за разгромом декабристского движения. Напряженные раздумья о народе, томившемся в крепостном рабстве, о пустоте жизни дворянского общества, страстный протест против всякого проявления социального зла и насилия над человеком — таково главное идейное содержание и лирики, и драматургии Лермонтова. «Маскарад» – драма Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей и средствами. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены (подмешал яд в мороженое) и сошёл с ума.Он любил жену, но слухи ползли, пятнали его честь. Убив жену, он узнал, что она не виновата. Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной (женушкой). Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар» В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. Лермонтов презирал светское общество. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, – говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: